3. Налоговые органы в Российской Федерации.
Задачами налоговой службы как элемента налоговой системы является как создание самой налоговой службы, так и повышение эффективности контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей в новых рыночных условиях. Поэтому принципами ее организации стали: единство, независимость от местных органов власти и строгая централизация.
Налоговыми органами РФ являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» ранее существовавшее Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ). В соответствии с этим внесены поправки в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ, а именно: упоминания о Министерстве РФ по налогам и сборам заменены ссылками на Минфин или Федеральную налоговую службу. Суть данных изменений заключается в том, что во многом перераспределяются функции и обязанности Министерства финансов РФ и налоговых органов по информированию налогоплательщиков, разъяснению спорных ситуаций и принятию нормативно-правовых актов. За налоговыми органами остается обязанность представлять налогоплательщикам информацию о действующих налогах и сборах, о правилах формирования налоговой базы по всем налогам, проводить налоговые проверки. Так же за налоговыми органами остаются функции по обобщению и анализу вопросов, вызывающих у налогоплательщиков проблемы при применении законодательства, и выработка конкретных предложений по их устранению.
Гораздо большую, чем раньше роль в налоговой сфере теперь играет Министерство финансов России. За ним закреплено издание нормативно-правовых актов и разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждение форм расчетов по налогам и сборам, форм налоговых деклараций и порядка их заполнения. Финансовым органам субъектов Федерации переданы аналогичные функции в части региональных и местных налогов и сборов.
Налоговым органам перешло право предоставлять отсрочки и рассрочки, инвестиционный налоговый кредит. Федеральная налоговая служба имеет право, по согласованию с Минфином России, принимать решение об изменении срока уплаты налогов при наличии соответствующих оснований.
Организационное устройство налоговой службы основано на административном и национально-территориальном делении, отраженном на рисунке 3.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
Рисунок 3 - Состав Федеральной налоговой службы России
Высшую ступень в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат – Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ), выполняющий общее руководство налоговыми органами всей страны и разработку налоговой политики. 2 уровень представляют 8 межрегиональных инспекций ФНС РФ. Далее идут налоговые органы субъектов Федерации (УФНС РФ по субъекту Федерации – 3 уровень) и, наконец, государственные налоговые инспекции районов и городов без районного деления (ИФНС РФ – 4 уровень), выполняющие основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми налогоплательщиками.
Помимо самих налоговых органов их полномочия распространяются на таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в России в случаях, регламентированных Налоговым кодексом РФ (НК, ч.1, ст. 30). При этом все они (и налоговые органы, и органы государственных внебюджетных фондов, и таможенные органы) действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, осуществляя свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Основными законами, определяющими регламент осуществления этими органами своих функций, являются Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» и Таможенный кодекс Российской Федерации.
Для эффективной защиты экономических интересов государства налоговые органы должны обладать достаточно широкими правами, но, вместе с тем, для защиты интересов налогоплательщика от неправомерных посягательств объем полномочий государственных налоговых органов должен быть четко очерчен и регламентирован.
Права налоговых органов:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;
12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Обязанности налоговых органов:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Полномочия таможенных органов
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Полномочия финансовых органов
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Структура налоговых органов России построена с учетом разделения налоговой работы на основные участки, среди которых многие современные экономисты выделяют:
1) учет налогоплательщиков: непосредственно учет налогоплательщиков и ведение базы данных Государственного реестра налогоплательщиков;
2) камеральная проверка: прием, ввод в базу данных и непосредственно проверка бухгалтерской и налоговой отчетности и иных сведений от налогоплательщиков, представляемых ими в налоговую инспекцию, а также применение санкций за нарушения налогового законодательства, выявленные на этом этапе работы, информирование плательщиков об этих результатах;
3) выездная налоговая проверка: от выбора объекта до написания акта и оформления Постановления о наложении санкций по ее результатам;
4) учет начисленных и кассовых налоговых доходов: ведение карточек лицевых счетов налогоплательщиков; учет поступлений в бюджет, выявление недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм налогов; начисление пени и информирование плательщиков о результатах этой работы и составление актов сверок;
5) работа с недоимкой: взыскание в бюджет задолженности по налогам и сборам, а также по финансовым и административным санкциям за нарушения налогового законодательства;
6) составление отчетности о работе инспекции и налоговая статистика.
Эти технологические участки тесно связаны между собой, поскольку на каждом из них взаимодействуют одни и те же стороны – налогоплательщик и государство (в лице налогового органа). А действия налоговой инспекции на каждом этапе подчинены решению одной общей задачи – сбору налогов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- ВВеДение
- Глава 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов
- 1.2. Возникновение и развитие налогообложения в России
- 1.3. Основные термины и понятия
- 1.4. Функции налогов
- 1.5. Принципы налогообложения
- 1.6. Элементы налога
- Тема 2. Налоговая политика и налоговая система государства
- 3. Налоговые органы в Российской Федерации.
- 4. Налоговая политика государства
- 2.9. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
- Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- 2.10. Классификация налогов. Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
- Глава 3. Федеральные налоги
- 3.1. Налог на добавленную стоимость
- 3.2. Акцизы
- Налогоплательщиками признаются:
- Порядок исчисления акциза
- 3.3. Налог на прибыль организаций
- 3.4. Единый социальный налог
- 3.5. Налог на доходы физических лиц
- Имущественные вычеты. По нк рф (ст. 220) налогоплательщику могут быть предоставлены два вида имущественных вычетов:
- Порядок исчисления и перечисления налога в бюджет
- Расчет налога на доходы нарастающим итогом за год, руб.
- 3.6. Таможенная пошлина и таможенные сборы
- 3.7. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых
- Стоимость добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся цен реализации за налоговый период без учета ндс.
- Сумма налога по месторождению в
- 3.7.2. Платежи за пользование лесным фондом
- 3.7.3. Водный налог
- 3.7.4. Сборы за пользование объектами животного мира
- Порядок исчисления сборов
- Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов
- 3.8. Государственная пошлина
- Глава 4. Региональные налоги и сборы
- 4.1. Налог на имущество предприятий
- 4.2. Транспортный налог
- Порядок исчисления налога
- Глава 5. Местные налоги и сборы
- 5.1. Налог на землю
- Налоговая база
- Порядок определения налоговой базы
- 5.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 6. Специальные налоговые режимы
- 6.1. Единый сельскохозяйственный налог
- Итого расходов организации, тыс. Руб. 82644,5
- 6.2. Упрощенная система налогообложения
- Порядок определения доходов
- Порядок признания доходов и расходов
- Налоговая база
- Налоговый период. Отчетный период
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел II Книги учета налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, не заполняется.
- Раздел III Книги учета за I квартал 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А. За 2 квартал 2007 г.
- Раздел III Книги учета за полугодие 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Налоговый учет
- 6.3. Единый налог на вмененный доход
- Порядок и сроки уплаты единого налога