3.8. Государственная пошлина
Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж в государственный бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых для налогоплательщиков действий. К таким действиям российское законодательство относит:
- прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций;
- совершение нотариальных действий государственными нотариусами или уполномоченными должностными лицами;
- государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- рассмотрение и выдачу документов в связи с приобретением или выходом из гражданства Российской Федерации;
- другие юридически значимые действия либо выдачу документов государственными органами, органами местного самоуправления или другими уполномоченными органами и должностными лицами.
Взимание государственной пошлины регулируется в настоящее время Законом Российской Федерации «О государственной пошлине», принятым 9 декабря 1991 г., № 2002—1 и последующими изменениями и дополнениями этого Закона. Налоговый кодекс Российской Федерации относит государственную пошлину к федеральным налогам и сборам, обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации. По сути, в Налоговом кодексе понятие пошлины отсутствует, государственная пошлина относится к сборам, которые представляют собой по определению, приведенному в ст. 8 НК, обязательные платежи организаций и физических лиц за совершение по отношению к ним соответствующими органами или лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений и лицензий.
Плательщиками государственной пошлины являются как юридические, так и физические лица (рис. 14). Обязанность уплачивать государственную пошлину у них появляется при обращении в суды различных инстанций, нотариальные конторы, консульские и другие учреждения с исковыми заявлениями, апелляционными или кассационными жалобами, запросами, при получении виз, разрешений и лицензий, а также других документов, предоставление которых означает выполнение юридически значимых действий по отношению к этим лицам. Все виды таких действий и состав документов, при получении которых юридические и физические лица приобретают статус плательщиков государственной пошлины, определяются законодательством Российской
Федерации.
Юридически значимые действия, с оказанием которых у граждан и организаций появляется обязанность уплачивать государственную пошлину, представляют собой объект налогообложения государственной пошлиной (в Законе «О государственной пошлине» — «объекты взимания»). Объект налогообложения классифицируется Законом «О государственной пошлине» по следующим признакам:
- в зависимости от органа, оказывающего юридически значимые действия. В состав этих органов входят судебные учреждения общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; нотариальные органы; органы местного самоуправления; органы исполнительной власти; консульские учреждения; органы записи актов гражданского состояния и некоторые другие.
- в зависимости от вида оказываемых юридически значимых действий. По видам действий выделяются рассмотрение исковых заявлений, запросов, жалоб; совершение нотариальных действий; составление проектов документов; выдача и удостоверение копий и дубликатов документов; регистрация актов гражданского состояния и некоторые другие. • в зависимости от формы документа, с которым совершаются юридически значимые действия. К ним относятся исковые заявления имущественного и неимущественного характера; жалобы, запросы, ходатайства; доверенности, договора дарения, поручительства, завещания; свидетельства, справки и т.д.
Налоговая база плательщиков государственной пошлины определяется по каждому элементу объекта налогообложения в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством. Так, например, по исковым заявлениям имущественного характера, рассматриваемым в арбитражных судах, налоговая база разделена на налоговые разряды, включающие шесть позиций — от заявлений с ценой иска менее 10 млн. руб. до заявлений с ценой иска превышающей 1 млрд. руб. При совершении нотариальных действий налоговая база определяется суммой договора, денежной суммой или стоимостью принятых на депозит ценных бумаг и т.д. Но чаще всего налоговая база определяется по элементам объекта обложения, установленным законодательством в данном периоде минимальным размером оплаты труда.
Налоговые ставки дифференцированы по элементам объекта налогообложения плательщиков государственной пошлины. Ставки в основном применяются пропорциональные и регрессивные. В некоторых случаях применяются твердые налоговые ставки.
Пропорциональные ставки установлены, как правило, кратно минимальному размеру оплаты труда. Например, по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, с жалобы юридического лица государственная пошлина взимается в 15-кратном размере минимального размера оплаты труда, а с жалобы гражданина — в однократном размере. В некоторых случаях пропорциональные ставки устанавливаются в процентах от минимального размера оплаты труда. В качестве примера можно привести ставку, равную 5 % минимального размера оплаты труда, за свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек). За выдачу свидетельств о праве на наследство ставка установлена в процентах от стоимости наследуемого имущества: наследникам первой очереди — 1 % от стоимости наследуемого имущества, а другим наследникам — 2 %. Пропорциональные ставки по государственной пошлине могут устанавливаться также в процентах к сумме сделки, сумме договора, взыскиваемой сумме и некоторым другим. Некоторые налоговые ставки имеют «необлагаемый минимум» — например, за удостоверение договоров поручительства взимается пошлина величиной 0,5 % от суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 30 % от минимального размера оплаты труда.
Регрессивные адвалорные (в процентах) ставки государственной пошлины применяются лишь при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по исковым заявлениям имущественного характера. Например, при цене такого иска от 1 до 10 млн. руб. применяется ставка 50 тыс. руб. + 4 % от суммы свыше 1 млн. руб., а при цене иска в пределах 10— 50 млн. руб. взимается 410 тыс. руб. + 3 % от суммы превышающей 10 млн. руб. и т.д.
Действующий Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» предусматривает развернутую подсистему льгот по уплате государственной пошлины.
Прежде всего от уплаты государственной пошлины освобождаются Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны. В эту же подгруппу Закон включает граждан, подпадающих под действие законов о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации. От уплаты пошлины эта категория налогоплательщиков освобождается по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах (по делам о несостоятельности (банкротстве)) и Конституционном Суде РФ. Льготы этим гражданам предоставляют также в нотариальных органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Вторая подгруппа в число плательщиков, которым предоставляются льготы по уплате государственной пошлины, включает не только физические, но и юридические лица. В частности, не уплачивают пошлину налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета; Пенсионный фонд и его органы по искам о взыскании с граждан обязательных платежей; органы государственной власти и местного самоуправления при защите государственных и общественных интересов и т.д. Не взимается пошлина по искам о взыскании заработной платы, алиментов, о возмещении вреда, по спорам об авторстве и т.д. Льготы этой подгруппы освобождают граждан и организации от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления при защите государственных и общественных интересов, а также прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины и в арбитражных судах (третья подгруппа). По делам, рассматриваемым арбитражными судами, получают льготы и общественные организации инвалидов, и антимонопольные органы по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний. При этом арбитражный суд имеет право отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер, исходя из имущественного положения сторон.
Четвертая подгруппа льгот по уплате государственной пошлины касается обращений граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. Решение о полном освобождении от таких платежей или их уменьшении принимает Конституционный Суд, учитывая имущественное положение плательщика. Также не взимается государственная пошлина с запросов судов и о толковании Конституции Российской Федерации, с некоторых ходатайств Президента России.
Пятая — восьмая подгруппы льгот, предусмотренных действующим законодательством, представлены льготами, связанными:
- с нотариальными действиями;
- с государственной регистрацией актов гражданского состояния;
- с вопросами гражданства или въезда и выезда из Российской Федерации;
- с регистрацией граждан по месту их жительства.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять отдельным категориям плательщиков дополнительные льготы по уплате в бюджет государственной пошлины. Это правило не распространяется на уплату пошлины по делам, рассматриваемым судами.
Порядок исчисления государственной пошлины прежде всего определяется видом применяемой налоговой ставки.
При расчете размера государственной пошлины в некоторых случаях необходимо определить стоимость объектов, являющихся предметом юридически значимых действий — стоимость жилого дома, квартиры, дачи, транспортных средств и т.п. Такая оценка осуществляется органами технической инвентаризации, местного самоуправления или страховыми организациями, а при оценке транспортных средств — судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспорта. При этом, если договора отчуждения имущества заключаются на сумму ниже оценочной, государственная пошлина определяется исходя из величины оценки, указанной в оценочном документе.
При исчислении государственной пошлины следует учитывать и другие правила, установленные действующим законодательством. Так, при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы государственная пошлина взимается в размере, превышающем установленный для стандартного положения. При удостоверении сделок, совершаемых в иностранной валюте или в том случае, когда иностранная валюта наследуется, государственная пошлина пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты государственной пошлины. Также на день уплаты учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда. Это правило применяется в тех случаях, когда государственная пошлина исчисляется кратно минимальному размеру оплаты труда.
Порядок уплаты государственной пошлины предусматривает платежи как в наличной, так и безналичной формах. Уплачивается государственная пошлина в рублях в банки или их филиалы — в каждом случае плательщику выдается квитанция установленной формы. Зачисляется государственная пошлина в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Конституционным и Верховным Судами Российской Федерации; в остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Сроки уплаты государственной пошлины определяются в зависимости от вида юридически значимых действий, оказываемых плательщику. Государственная пошлина уплачивается:
- до подачи заявлений (других обращений) по делам, рассматриваемым судами;
- до выдачи соответствующих документов при регистрации граждан по месту жительства; по делам, связанным с приобретением (выходом) гражданства РФ, и т.п.;
- при совершении нотариальных действий;
- при выдаче копий документов судами или нотариальными конторами; повторных свидетельств, справок — органами регистрации актов гражданского состояния.
Действующее законодательство оговаривает в ряде случаев полный или частичный возврат уплаченной государственной пошлины. Возврат осуществляется, если пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по закону; при отказе в принятии заявления, жалобы судами; отказе в выдаче заграничного паспорта и т.д. Для того чтобы вернуть уплаченную государственную пошлину, требуется подать в течение года заявление в налоговый орган, и, если решение о ее возврате принято, она будет выдана плательщику не позднее месяца со дня принятия этого решения.
Вопросы для самоконтроля
Обязательна ли государственная пошлина к уплате на всей территории Российской Федерации?
Являются ли юридические лица плательщиками государственной пошлины?
Назовите основные виды юридически значимых действий, за совершение которых уплачивается государственная пошлина.
Назовите виды налоговых ставок, применяемых при взимании государственной пошлины.
В каких случаях возможен возврат плательщикам государственной пошлины?
Возможна ли уплата государственной пошлины после получения документов о приобретении гражданства Российской Федерации?
- ВВеДение
- Глава 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов
- 1.2. Возникновение и развитие налогообложения в России
- 1.3. Основные термины и понятия
- 1.4. Функции налогов
- 1.5. Принципы налогообложения
- 1.6. Элементы налога
- Тема 2. Налоговая политика и налоговая система государства
- 3. Налоговые органы в Российской Федерации.
- 4. Налоговая политика государства
- 2.9. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
- Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- 2.10. Классификация налогов. Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
- Глава 3. Федеральные налоги
- 3.1. Налог на добавленную стоимость
- 3.2. Акцизы
- Налогоплательщиками признаются:
- Порядок исчисления акциза
- 3.3. Налог на прибыль организаций
- 3.4. Единый социальный налог
- 3.5. Налог на доходы физических лиц
- Имущественные вычеты. По нк рф (ст. 220) налогоплательщику могут быть предоставлены два вида имущественных вычетов:
- Порядок исчисления и перечисления налога в бюджет
- Расчет налога на доходы нарастающим итогом за год, руб.
- 3.6. Таможенная пошлина и таможенные сборы
- 3.7. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых
- Стоимость добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся цен реализации за налоговый период без учета ндс.
- Сумма налога по месторождению в
- 3.7.2. Платежи за пользование лесным фондом
- 3.7.3. Водный налог
- 3.7.4. Сборы за пользование объектами животного мира
- Порядок исчисления сборов
- Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов
- 3.8. Государственная пошлина
- Глава 4. Региональные налоги и сборы
- 4.1. Налог на имущество предприятий
- 4.2. Транспортный налог
- Порядок исчисления налога
- Глава 5. Местные налоги и сборы
- 5.1. Налог на землю
- Налоговая база
- Порядок определения налоговой базы
- 5.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 6. Специальные налоговые режимы
- 6.1. Единый сельскохозяйственный налог
- Итого расходов организации, тыс. Руб. 82644,5
- 6.2. Упрощенная система налогообложения
- Порядок определения доходов
- Порядок признания доходов и расходов
- Налоговая база
- Налоговый период. Отчетный период
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел II Книги учета налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, не заполняется.
- Раздел III Книги учета за I квартал 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А. За 2 квартал 2007 г.
- Раздел III Книги учета за полугодие 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Налоговый учет
- 6.3. Единый налог на вмененный доход
- Порядок и сроки уплаты единого налога