Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Пример:
Земельный участок, предоставленный Иванову Г.А. и Иванову П.А. для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля Иванова Г.А. в праве на земельный участок - 40%, Иванова П.А. - 60%). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 50 000 руб.
Налоговая база определяется следующим образом в части доли, закрепленной:
- за Петровым Г.А. - 50 000 руб. х 40% = 20 000 руб.;
- за Петровым П.А. - 50 000 руб. х 60% = 30 000 руб.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Пример:
Земельный участок, предоставленный Воронову В.А. и Воронвой Н.П. для ведения личного подсобного хозяйства, находится в общей совместной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 70 000 руб.
Налоговая база определяется следующим образом в части доли, закрепленной:
- за Сорокиным В.А. - 70 000 руб. х 50% = 35 000 руб.;
- за Сорокиной Н.П. - 70 000 руб. х 50% = 35 000 руб.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения;
4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
8) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей для физических лиц.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К2), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пример:
Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.
К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.
Сумма налога за налоговый период составит 12 420 руб. (900 000 руб. х 1,5% х 0,92).
С учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетные периоды рассчитывается в следующем порядке.
Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев), то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки.
Если земельный участок использовался не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.
Пример:
Земельный участок предоставлен 8 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 13 248 руб. (1 200 000 руб. х 1,2% х 0,92).
Для исчисления суммы авансового платежа по налогу, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 месяцев и 9 месяцев, коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
- за I квартал: К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;
- за 1-е полугодие: К2 = 5 мес. : 6 мес. = 0,83;
- за 9 месяцев: К2 = 8 мес. : 9 мес. = 0,89.
Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
- за I квартал - 2412 руб. ((1 200 000 руб. х 1,2% х 0,67) : 4);
- за 1 полугодие - 2988 руб. ((1 200 000 руб. х 1,2% х 0,83) : 4);
- за 9 месяцев - 3204 руб. ((1 200 000 руб. х 1,2% х 0,89) : 4).
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 8604 руб. (2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб.).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 4644 руб. (13 248 руб. - 8604 руб.).
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного Налоговым Кодексом.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.
Пример:
Земельный участок под производственным объектом организации расположен в районном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом определена в размере 750 000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 1,5%. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составляет 11 250 руб. (750 000 руб. х 1,5%).
Второй земельный участок предоставлен организации под объект общественного питания. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом составляет 870 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода по земельному участку, занятому объектом общественного питания, составляет 13 050 руб. (870 000 руб. х 1,5%).
Сумма земельного налога по двум земельным участкам равна 24 300 руб. (11 250 руб. + 13 050 руб.).
Пример:
Рассчитаем суммы авансовых платежей, которые организация должна уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок под производственным объектом, данные по которому приведены в вышеуказанном примере.
Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:
- за I квартал - 2813 руб. ((750 000 руб. х 1,5%) : 4);
- за 1-е полугодие - 2813 руб. ((750 000 руб. х 1,5%) : 4);
- за 9 месяцев - 2813 руб. ((750 000 руб. х 1,5%) : 4).
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 8439 руб. (2813 руб. + 2813 руб. + 2813 руб.).
Налоговая декларация
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщика ми в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В условиях рыночной экономики в сельском хозяйстве особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием платного землепользования, включающего налог на землю, арендную плату за землю и нормативную цену земли. В основу расчета этих величин должна быть положена земельная рента - доход, который представляет собой часть прибавочного продукта, создаваемого в процессе эксплуатации земли и передаваемого производителем ее собственнику.
Целью введения налога на землю является, стимулирование рационального ее использования, охрана и освоение земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных Фондов финансирования этих мероприятий. Земельный налог пока не играет роли эффективного регулятора земельных отношений. На его долю приходится от 3% до 7% общей суммы налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. В результате он не является действенным стимулятором улучшения использования земель, а также весомым источником средств для осуществления мероприятий по повышению плодородия почв и других перечисленных выше целей.
- ВВеДение
- Глава 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов
- 1.2. Возникновение и развитие налогообложения в России
- 1.3. Основные термины и понятия
- 1.4. Функции налогов
- 1.5. Принципы налогообложения
- 1.6. Элементы налога
- Тема 2. Налоговая политика и налоговая система государства
- 3. Налоговые органы в Российской Федерации.
- 4. Налоговая политика государства
- 2.9. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
- Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- 2.10. Классификация налогов. Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
- Глава 3. Федеральные налоги
- 3.1. Налог на добавленную стоимость
- 3.2. Акцизы
- Налогоплательщиками признаются:
- Порядок исчисления акциза
- 3.3. Налог на прибыль организаций
- 3.4. Единый социальный налог
- 3.5. Налог на доходы физических лиц
- Имущественные вычеты. По нк рф (ст. 220) налогоплательщику могут быть предоставлены два вида имущественных вычетов:
- Порядок исчисления и перечисления налога в бюджет
- Расчет налога на доходы нарастающим итогом за год, руб.
- 3.6. Таможенная пошлина и таможенные сборы
- 3.7. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых
- Стоимость добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся цен реализации за налоговый период без учета ндс.
- Сумма налога по месторождению в
- 3.7.2. Платежи за пользование лесным фондом
- 3.7.3. Водный налог
- 3.7.4. Сборы за пользование объектами животного мира
- Порядок исчисления сборов
- Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов
- 3.8. Государственная пошлина
- Глава 4. Региональные налоги и сборы
- 4.1. Налог на имущество предприятий
- 4.2. Транспортный налог
- Порядок исчисления налога
- Глава 5. Местные налоги и сборы
- 5.1. Налог на землю
- Налоговая база
- Порядок определения налоговой базы
- 5.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 6. Специальные налоговые режимы
- 6.1. Единый сельскохозяйственный налог
- Итого расходов организации, тыс. Руб. 82644,5
- 6.2. Упрощенная система налогообложения
- Порядок определения доходов
- Порядок признания доходов и расходов
- Налоговая база
- Налоговый период. Отчетный период
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел II Книги учета налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, не заполняется.
- Раздел III Книги учета за I квартал 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А. За 2 квартал 2007 г.
- Раздел III Книги учета за полугодие 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Налоговый учет
- 6.3. Единый налог на вмененный доход
- Порядок и сроки уплаты единого налога