logo
lekcii_nalogi_i_nalogooblozhenie_2011_god

1.1. Экономическое содержание налогов

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях рыночного хозяйства, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и экономических санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово – экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.

Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо и косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменения в условиях налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других, исходя из общественных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.

Проблемы налогообложения стары как мир. Они постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Ф. Аквинский (1226 – 1274 гг.) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 –1755 гг.) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Один из основоположников теории налогообложения – А. Смит (1723 – 1790 гг.) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы.

Налоги появились в глубокой древности и в процессе исторического развития претерпели существенную эволюцию.

Среди отличительных черт налогов докапиталистических формаций можно отметить:

- преобладание натуральных налогов. Налоги в денежной форме появляются с развитием товарно-денежных отношений;

- смещение центра тяжести налогообложения на беднейшие слои населения. Только в ходе буржуазной революции во Франции был провозглашен новый для того времени принцип: налог должен взиматься соразмерно имущественному положению и платежеспособности;

- откупной характер налогов.

Значительную роль в государственном бюджете налоги приобрели лишь в XV – XVII вв., с отмиранием домениального строя на Западе, то есть позже всех других источников государственных доходов – домен, пошлин, регалий, монополий и государственных предприятий. Право облагать население постоянными прямыми налогами было признано в Западной Европе за монархом лишь в ХV – ХVI вв., в связи с расходами по созданию постоянной армии. Косвенные же налоги получили широкое распространение лишь в XVII в.

Очевидно, что, с одной стороны, роль налогов находится в теснейшей зависимости от экономической среды, в которой они действуют, а с другой – и сами налоги в различные эпохи имеют различное содержание.

В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 80 до 90% всех поступлений казны в развитых странах.

Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой превратилась в часть сложного и эффективного механизма регулирования хозяйственной деятельности, в гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности, на соотношение между накоплением в производственной и непроизводственной сферах, на темпы капитализации. Налоговая система является эффективным рычагом воспроизводственного механизма.