1.2. Возникновение и развитие налогообложения в России
Что касается древнерусского государства, то в период его объединения основным источником княжеской казны была дань. Это, по сути дела, налог. Косвенное налогообложения существовало в форме торговых и судебных пошлин.
Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича.
Эпоха Петра 1 характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны вводились дополнительные налоги.
Екатерина 2 преобразовала систему управления финансами. Были созданы четыре самостоятельные экспедиции о государственных доходах. Одна заведовала доходами, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоборов и начетов.
В 80-х годах 19 века стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доход с ценных бумаг, затем - государственный квартирный налог.
Система акцизов, как и таможенных пошлин, имела не только фискальный характер, она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
В 1898 году Николай 2 утвердил положение о государственном промысловом налоге. Он просуществовал вплоть до революции 1917 года. Наиболее крупными из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ, он взимался по ставке 9 %.
Спад во всей финансовой системе России наступил после октября 1917 года. Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю и кустарный промысел.
В Российской Федерации до 90-х годов ХХ в. взаимоотношения государства с юридическими и физическими лицами основывались на административно-централизованных формах хозяйствования при господстве общественной собственности на средства производства и землю. Налоги играли крайне ограниченную роль, которая сводилась к получению дохода главным образом от населения. По существу налоговая система не сформировалась.
Развитие рыночных отношений в России в последнем десятилетии потребовало реформирования налоговой системы с учетом опыта зарубежных стран.
С 1992 г. в России стала действовать новая система налогообложения. Общие принципы ее построения определил Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118–1. Впервые налогообложение в России сформировалось в систему, в которой установлен перечень поступающих в бюджет налогов, сборов, пошлин и других платежей, определены права, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Налоги заменили многие широко распространенные ранее платежи, которые в основном, входили в себестоимость, по величине зависели от видов деятельности, объема производства, уровня рентабельности, и зачастую устанавливались персонально и субъективно. Впервые налоги были разделены на три вида в зависимости от уровня установления и изъятия (федеральные, региональные и местные).
Законом о налоговой системе Российской Федерации было установлено 48 налогов, в том числе 22 федеральных, 6 региональных и 23 местных. Однако фактически действующих налогов и сборов было 100 и более.
Налоговая система в России к концу 90-х гг. оказалась громоздкой, сложной и малопонятной как для налогоплательщиков, так и для работников налоговых органов. Это стало результатом копирования западных моделей без учета социально-экономических особенностей и уровня развития российской экономики. Сказалось также отсутствие теоретического фундамента построения налоговой системы. Не были обоснованы действия тех или иных видов налогов, их взаимосвязанность, экономическая сущность "дохода" как объекта налогообложения, а также налогооблагаемая база по всем используемым налоговым конструкциям, средний размер ставок налогов и прогрессия налогообложения.
Современная налоговая система России с 1991г. по 1998 г., в отличие от аналогичных систем стран с развитой рыночной экономикой, в результате чрезмерных изъятий из прибыли и чрезмерного НДС блокировала основной источник внутренних инвестиций, что отрицательно сказывалось на общем экономическом развитии. Подобная специфика современной налоговой системы России объясняется тем, что она формировалась в условиях глубочайшего стагфляционного кризиса, сочетающего в себе спад производства и инфляцию. Поэтому наша налоговая система была нацелена преимущественно на выполнение фискальных задач, все прочие задачи, свойственные налоговой системе стран с развитой рыночной экономикой, особенно стимулирование производства и соблюдение «социальной справедливости», выполнялись слабо, либо не выполнялись вообще. Созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов. Напротив, в стране была фактически создана система укрывательства доходов и массового уклонения от уплаты налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.
Слабое правовое обеспечение налогового механизма, низкий уровень ответственности налоговой системы за ошибки и просчеты, допущенные при разработке и практической реализации налоговых преобразований, неразработанность общей концепции трансформации налогового механизма потребовали разработки нового основного нормативного документа регламентирующего функционирование системы налогообложения – Налогового кодекса Российской Федерации.
В 1998г. была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ). С этого момента в экономике России началась новая волна реформы налогообложения. Первая часть Налогового кодекса должна была упорядочить, унифицировать и упростить налоговую систему, поставить взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов в строгие правовые рамки, уточнить роль представительных и исполнительных органов власти разных уровней в формировании и реализации налогового законодательства. Однако принятие первой части Кодекса не могло обеспечить всестороннего решения принципиальных вопросов налогообложения, поэтому в августе 2000г. была принята вторая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001г. вступили в силу первые четыре главы, определяющие налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН). В 2001г. налоговая реформа была продолжена и с 1 января 2002г. вступили в действие ещё три важнейших главы Кодекса, которые значительно повлияли на развитие экономических интересов государства. К ним относятся революционный налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых, который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. С 1 января 2003г. в состав налоговой системы России был включен транспортный налог, объединивший ранее действовавшие: налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств. Кроме того, в Кодексе появились обновленные главы, регулирующие малый бизнес: упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход. Упорядочение налогового законодательства в 2004г. началось с преобразования налога на имущество организаций и единого сельскохозяйственного налога. Оба были изменены в пользу налогоплательщиков. В 2005г. был включен налог на землю, который так же был коренным образом изменён. В ближайшее время в Кодекс должен быть включен налог на имущество физических лиц. За годы реформ Налоговый кодекс должен был решить следующие задачи:
сформировать единую правовую базу налогообложения;
существенно скорректировать уровень налогообложения, структуру налогов, порядок их взимания для предельного упрощения налоговой системы, снизить налоговую нагрузку;
развить дифференцированное осуществление налоговой политики по отношению к разным секторам экономики, а не отдельным предприятиям или отраслям, предусмотреть введение местных налогов с учетом региональных особенностей;
ужесточить санкции за неуплату налогов;
совершенствовать бухгалтерскую (финансовую) учетную политику, являющуюся основой формирования данных, по которым составляется налоговая отчетность.
- ВВеДение
- Глава 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов
- 1.2. Возникновение и развитие налогообложения в России
- 1.3. Основные термины и понятия
- 1.4. Функции налогов
- 1.5. Принципы налогообложения
- 1.6. Элементы налога
- Тема 2. Налоговая политика и налоговая система государства
- 3. Налоговые органы в Российской Федерации.
- 4. Налоговая политика государства
- 2.9. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
- Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- 2.10. Классификация налогов. Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
- Глава 3. Федеральные налоги
- 3.1. Налог на добавленную стоимость
- 3.2. Акцизы
- Налогоплательщиками признаются:
- Порядок исчисления акциза
- 3.3. Налог на прибыль организаций
- 3.4. Единый социальный налог
- 3.5. Налог на доходы физических лиц
- Имущественные вычеты. По нк рф (ст. 220) налогоплательщику могут быть предоставлены два вида имущественных вычетов:
- Порядок исчисления и перечисления налога в бюджет
- Расчет налога на доходы нарастающим итогом за год, руб.
- 3.6. Таможенная пошлина и таможенные сборы
- 3.7. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых
- Стоимость добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся цен реализации за налоговый период без учета ндс.
- Сумма налога по месторождению в
- 3.7.2. Платежи за пользование лесным фондом
- 3.7.3. Водный налог
- 3.7.4. Сборы за пользование объектами животного мира
- Порядок исчисления сборов
- Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов
- 3.8. Государственная пошлина
- Глава 4. Региональные налоги и сборы
- 4.1. Налог на имущество предприятий
- 4.2. Транспортный налог
- Порядок исчисления налога
- Глава 5. Местные налоги и сборы
- 5.1. Налог на землю
- Налоговая база
- Порядок определения налоговой базы
- 5.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 6. Специальные налоговые режимы
- 6.1. Единый сельскохозяйственный налог
- Итого расходов организации, тыс. Руб. 82644,5
- 6.2. Упрощенная система налогообложения
- Порядок определения доходов
- Порядок признания доходов и расходов
- Налоговая база
- Налоговый период. Отчетный период
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел II Книги учета налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, не заполняется.
- Раздел III Книги учета за I квартал 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Раздел I Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А. За 2 квартал 2007 г.
- Раздел III Книги учета за полугодие 2007 г. Для данного примера будет выглядеть следующим образом:
- Раздел III Книги учета доходов и расходов ип Ивановой м.А.
- Налоговый учет
- 6.3. Единый налог на вмененный доход
- Порядок и сроки уплаты единого налога