logo search
lekcii_nalogi_i_nalogooblozhenie_2011_god

3.6. Таможенная пошлина и таможенные сборы

Виды таможенных пошлин. Одной из сторон внешнеэкономической деятельности государства является международная торговля. Несмотря на то, что она носит свободный характер, приводит к возрастанию эконо­мического благосостояния как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась свободно, без вмешательства государства. История международной торговли — это история развития и со­вершенствования государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных слоев населения, и государство оказывается вовлеченным в этот конфликт.

Кроме того, в условиях рыночных отношений национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих как в экономических связях внутри государства, так и в сфере внешнеэкономических связей. Государство не может достичь внутреннего экономического равновесия, не используя мер внешнеэкономического и в особенности внешнеторго­вого регулирования. Инструментом регулирования внешнетор­говой деятельности является таможенная политика государства, которую определяет Государственный таможенный комитет РФ.

Законодательной основой таможенной политики является Таможенный кодекс (18 июня 1993 г.) и Закон о таможенное тарифе (21 мая 1993 г.).

Закон о таможенном тарифе представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутрен­него рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров по­шлинами при их перемещении через таможенную границу Рос­сийской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россий­скую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Фе­дерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагопри­ятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Россий­ской Федерации в мировую экономику.

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Таможенный тариф применяется в отношении ввозимых и вывозимых товаров и содержит: наименование облагаемых това­ров; ставки на единицу обложения; перечень беспошлинно про­пускаемых товаров, а также товаров, запрещенных к ввозу, вы­возу или транзиту.

Структурно таможенный тариф делят на простой и сложный.

Простой таможенный тариф – основан на единой ставке, применяемой к каждому товару.

В большинстве стран действует сложный таможенный тариф, который включает несколько ставок обложения (максимальная, минимальная, преференциальная и т.д.). Ставка применяется к товарам определенной страны в зависимости от сложившихся экономических отношений.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подле­жат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сде­лок и других факторов.

Таможенные пошлины — денежный сбор, взимаемый тамож­нями с провозимых через границу данной страны товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенные пошлины классифицируют на ввозные, вывозные и транзитные. Основными являются ввозные таможенные пошлины.

Таможенная пошлина рассчитывается на основе таможенной стоимости и ставок таможенных пошлин.

Рассмотрим порядок определения таможенной стоимости товара.

Таможенная стоимость товара и методы ее определения

Таможенная стоимость товара — это стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом о таможенном тарифе и используемая для:

- начисления таможенной пошлины, сборов и иных платежей;

- внешнеэкономической и таможенной статистики;

- применения мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по этим сделкам.

Начисление, уплата и взимание пошлины производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ и вносятся в республиканский бюджет РФ. Таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с общими принципами таможенной оценки, принятыми в международной практике.

Таможенная стоимость заявляется декларантом и указывается в таможенной декларации таможенному органу, который осуще­ствляет контроль за правильностью ее определения.

Кроме того, декларант обязан представить таможенным орга­нам сведения, подтверждающие правильность определения тамо­женной стоимости.

При отсутствии или непредставлении доказательств, подтвер­ждающих достоверность использованных декларантом данных, та­моженный орган имеет право принять решение о невозможно­сти использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости;

- сложения стоимости;

- резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется только в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Рассмотрим каждый из применяемых методов.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с вво­зимыми товарами. Таможенной стоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый то­вар на момент пересечения им таможенной границы Россий­ской Федерации (до порта или иного места ввоза).

При определении таможенной стоимости в цену сделки вклю­чаются следующие компоненты:

- расходы по доставке товара до места ввоза товара на та­моженную территорию Российской Федерации;

- расходы, понесенные покупателем;

- часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или кос­венно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производст­вом или продажей на вывоз оцениваемых товаров;

- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

- часть дохода продавца от любых последующих перепродаж;

В определенных случаях указанный метод невозможно использовать для определения таможенной стоимости товара. К таким случаям относят:

- ограниченность прав покупателя на оцениваемый товар;

- зависимость продажи и цены сделки от соблюдения усло­вий, влияние которых не может быть учтено;

- отсутствие документов, подтверждающих правильность и достоверность заявленной стоимости;

- взаимозависимость участников сделки. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:

- один из участников сделки (физическое лицо) или долж­ностное лицо одного из участников сделки является одно­временно должностным лицом другого участника сделки;

- участники сделки являются совладельцами предприятия;

- один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки (при этом доля вклада должна составлять не менее 5 % уставного капитала);

- оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;

- участники сделки совместно контролируют, непосредствен­но или косвенно, третье лицо;

- один из участников сделки находится под непосредствен­ным или косвенным контролем другого участника сделки;

- участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. В этом случае базой для определения таможен­ной стоимости является цена сделки с идентичными товарами, т.е. одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:

- назначение и физические характеристики;

- качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

- страна происхождения;

- производитель.

Цена сделки с идентичными товарами является базой для определения таможенной стоимости, если эти товары:

- проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;

- ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до вво­за оцениваемых товаров;

- ввезены на тех же коммерческих условиях и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом:

- транспортных расходов;

- расходов, понесенных покупателем;

- части стоимости товаров и услуг, которые были предос­тавлены покупателем бесплатно или по льготной цене для использования в производстве или продаже на вывоз оце­ниваемых товаров;

- лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности;

- величины части дохода продавца от любых последующих перепродаж.

Корректировка должна производиться декларантом на осно­вании достоверных и документально подтвержденных сведений.

Если выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости импорти­руемых товаров применяется самая низкая.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с од­нородными товарами. Базой для определения таможенной стои­мости по данному методу является цена сделки по товарам, одно­родным с импортируемыми, которые, не являясь одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаме­няемыми.

При определении однородности товаров учитывается качест­во, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна про­исхождения и производитель.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами принимается в качестве основы для оп­ределения таможенной стоимости, если эти товары:

- проданы для ввоза на территорию РФ;

- ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

- ввезены примерно в том же количестве и на тех же ком­мерческих условиях.

Таможенную стоимость товаров и в этом случае корректируют на величину:

- транспортных расходов;

- расходов, понесенных покупателем;

- части стоимости товаров и услуг, которые были предостав­лены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в производстве или продаже на вывоз оце­ниваемых товаров; •

- лицензионных и иных платежей за использование объек­тов интеллектуальной собственности;

- величины части дохода продавца от любых последующих перепродаж.

Если выявляется более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При этом товары не считаются идентичными с оцениваемыми или однородные с ними, если:

- они не были произведены в той же стране, что и оценивае­мые;

- их проектирование, опытно-конструкторские работы, худо­жественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и другие аналогичные работы выполнены в РФ;

В случае, если товары произведены не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, то они принимаются во внима­ние только тогда, когда нет ни идентичных, ни однородных това­ров, произведенных производителем оцениваемых товаров.

Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Использование метода производится в том случае, если оцениваемые идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первона­чального состояния.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оценивае­мые идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ во время, максимально приближенное ко времени ввоза, т.е. не позднее 90 дней с даты ввоза оценивае­мых товаров покупателю, не зависимому от продавца.

Из цены единицы товара вычитают:

- расходы на выплату комиссионных вознаграждений и рас­ходы на транспортировку, страхование, погрузо-разгрузочные работы на территории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение;

- суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федера­ции, в связи с ввозом или продажей товаров.

Если отсутствуют случаи продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в неизменном состоянии, то по просьбе декларанта можно использовать цену единицы товара, прошед­шего переработку, с учетом добавленной стоимости.

Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости. Базой для определения таможенной стоимости явля­ется цена товара, рассчитанная путем сложения:

- стоимости материалов и иных издержек, понесенных изго­товителем в связи с производством оцениваемого товара;

- общих затрат, характерных для продажи в Российскую Феде­рацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории Российской Федерации и т.д.;

- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате по­ставки таких товаров в Российскую Федерацию.

При определении таможенной стоимости с помощью данно­го метода должны суммироваться все расходы, включаемые в цену товара, включая:

- транспортные расходы;

- расходы, понесенные покупателем;

- часть стоимости товаров и услуг, которые были предостав­лены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в производстве или продаже на вывоз оце­ниваемых товаров;

- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

- часть дохода продавца от любых последующих перепродаж.

Резервный метод. Если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного приме­нения указанных пяти методов или таможенные органы аргументирование считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможен­ная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновы­вается с учетом мировой таможенной практики.

При применении резервного метода таможенные органы пре­доставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.

Следует иметь в виду, что в качестве базы определения тамо­женной стоимости не могут быть использованы:

- цена товара на внутреннем рынке;

- цена на товары отечественного происхождения;

- цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;

- произвольно установленная или достоверно не подтвер­жденная цена.

Правила определения страны происхождения товара

Страна происхождения товара указывается для применения тарифных и нетарифных мер регулирования экспорта и импорта и определяется в соответствии с международной практикой.

Страной происхождения товара считается страна (группы стран, часть страны, регион), в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

- полезные ископаемые, добытые на ее территории, в ее территориальных водах или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные пра­ва на разработку этих недр;

- растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

- живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

- продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

- произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

- продукция морского промысла, добытая и (или) произве­денная в Мировом океане судами данной страны либо су­дами, арендованными (зафрахтованными) ею;

- вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом произ­водственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

- продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

- товары, произведенные в данной стране исключительно из перечисленной продукции.

Если в производстве товаров участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерия­ми достаточной переработки.

Критериями достаточной переработки товара в данной стра­не являются:

- изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровне любого из пер­вых четырех знаков, произошедшее в результате переработ­ки товара;

- выполнение соответствующих производственных или техно­логических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Ряд операций не отвечают критерию достаточной переработки:

- операции, обеспечивающие сохранность товаров;

- операции по подготовке товаров к продаже, транспорти­ровке;

- простые сборочные операции;

- простое смешивание товаров.

Для подтверждения страны происхождения товаров декларант обязан представить сертификат о происхождении товара.

Порядок исчисления таможенных пошлин

При перемещении товаров через таможенную границу Рос­сийской Федерации уплачиваются:

- таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и во­зобновление действия лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специали­ста по таможенному оформлению и возобновлению дейст­вия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное оформление;

- таможенные сборы за хранение товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

- плата за информирование и консультирование;

- плата за принятие предварительного решения;

- плата за участие в таможенных аукционах;

- сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России;

- другие налоги, взимание которых возложено на таможен­ные органы Российской Федерации.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декла­рантом либо иными лицами в соответствии с таможенным зако­нодательством. Любое заинтересованное лицо может уплатить таможенные платежи.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации, являются едиными и не подлежат измене­нию в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможен­ную границу Российской Федерации, видов сделок и других факто­ров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стои­мости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (как правило, в евро за единицу товара);

- комбинированные, сочетающие оба названных вида тамо­женного обложения.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров, что позволяет применять преференциальные режимы.

Законодательством установлены следующие режимы:

1. В отношении товаров, происходящих из государств, кото­рым в торгово-политических отношениях Российской Федерации предоставлен режим наиболее благоприятствуемый нации, при­меняются законодательно установленные ставки ввозных тамо­женных пошлин.

2. В отношении товаров, происходящих из государств, кото­рым в торгово-политических отношениях Российской Федерацией не предоставляется режим, наиболее благоприятствуемый нации, или страна происхождения не известна, установленные ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

3. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей национальной системой преференций Рос­сийской Федерации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от установленных Правительством РФ.

4. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей национальной системой преференций Рос­сийской Федерации, ввозные таможенные пошлины не взимаются.

В отношении товаров, происходящих из государств — чле­нов СНГ таможенные пошлины взимаются в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле.

Исчисление ввозной таможенной пошлины производится в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.

В отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной по­шлиной по специфическим ставкам (в евро за единицу товара), основой для исчисления является соответствующее количество товара.

Расчет таможенной пошлины производится по формуле:

где ТПС — размер ввозной таможенной пошлины, рассчитанной по спе­цифической ставке;

Кт — количество товара;

СТС— ставка ввозной таможенной пошлины в евро за единицу товара;

Ке — курс евро, установленный Центральным Банком Российской Федерации на дату принятия таможенной декларации;

КТС — курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара.

В отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной по­шлиной по адвалорным ставкам, основой для исчисления явля­ется таможенная стоимость товара.

В этом случае таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

ТПа = ТС  Ста

где ТПа — размер ввозной таможенной пошлины, рассчитанной по адвалорной ставке;

ТС — таможенная стоимость товара;

Ста — адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины.

Исчисление ввозной таможенной пошлины по комбинирован­ным ставкам производится в три этапа: сначала исчисляется раз­мер ввозной таможенной пошлины по специфической, затем - по адвалорной; на третьем этапе выбирается и уплачивается наи­большая величина.

Вывозные таможенные пошлины рассчитываются, как и ввоз­ные, но только по специфическим или адвалорным ставкам.

Акцизы на подакцизные товары исчисляются по специфиче­ским, адвалорным или комбинированным ставкам. Базой для исчисления акцизов является таможенная стоимость товаров.

При исчислении налога на добавленную стоимость базой явля­ется сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акци­за, если товар подакцизный. Ставки для расчета НДС см. в главе, посвященной НДС.

Таможенным законодательством предусмотрена система льгот в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин. Так, на­пример, освобождаются от уплаты налога:

- транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;

- предметы материально-технического снабжения и снаря­жения, топливо, продовольствие и другое имущество, вы­возимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами су­дов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Россий­ской Федерации.

- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для офици­ального или личного пользования представителями ино­странных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких товаров на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;

- валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кро­ме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

- товары, подлежащие обращению в собственность государ­ства согласно законодательству;

- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гу­манитарной помощи; в целях ликвидации последствий ава­рий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимые с этой территории в каче­стве безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;

- товары, перемещаемые под таможенным контролем в ре­жиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;

- товары, перемещаемые через таможенную границу Рос­сийской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности;

- периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательст­вами на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории (кроме книжной продук­ции рекламного или эротического характера);

- пожарно-техническая продукция;

- оборудование, в том числе машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствую­щего оборудования, и комплектующие изделия (за исклю­чением подакцизных), ввозимые на таможенную террито­рию Российской Федерации в счет кредитов, предостав­ленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды таможенных пошлин.

2. С какой целью устанавливают преференциальные режимы?

3. Какие торговые режимы с зарубежными партнерами установлены таможенным законодательством РФ?

4. Какие ставки таможенных пошлин применяют для их расчета?

5. Кому и по какой продукции предоставляются льготы при переме­щении товаров через таможенную территорию РФ?

6. Какие применяют методы определения таможенной стоимости това­ра?

7. Какие платежи и сборы взимаются при пересечении товарами та­моженной границы РФ?

8. Каковы особенности применения методов оценки таможенной стоимости?

9. Какие товары считаются произведенными в данной стране?

10. С какой целью взимаются таможенные пошлины?

  1. Какие законодательные акты регламентируют таможенную дея­тельность?