1. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения
Налоговая система - сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики. Для любой системы налогообложения характерно более или менее точное соответствие действующей экономической системе. Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств; для ее эффективного функционирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической политики. Налоговая система является частью финансовой системы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Различают следующие элементы налоговой системы:
1) совокупность налогов и сборов;
2) налоговое законодательство;
3) формы осуществления налогового контроля;
4) принципы построения налоговой системы.
Налоговая система охватывает наряду с совокупностью видов налогов и налоговых ставок свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, структуру и функции государственных налоговых органов, принципы построения налоговой системы.
Сложной проблемой является упорядочение налоговой системы с помощью снижения числа налогов. До 1999 г. в России действовал открытый перечень налогов и сборов, насчитывалось более 200 видов налогов. С введением в действие части первой НК РФ их количество резко сократилось. В настоящее время в РФ налоги распределены по закрепленности за уровнем власти:
- федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, водный налог, НДПИ, сбор за право пользования объектами водного мира и водных биологических ресурсов;
- региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;
- местные: налог на имущество физических лиц, земельный налог.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принципы построения налоговой системы обусловливают ее структуру.
Принципы построения налоговых систем зависят, как правило, от экономической направленности развития той или иной страны, но имеют ряд общих черт. Россия, как и большинство зарубежных стран, пытается найти пути увеличения налоговых доходов государства. Для достижения этой цели необходимо соблюдать принципы построения налоговой системы, являющиеся основополагающими в ряде развитых стран и доказавшие свою эффективность. При выборе мер налогового регулирования следует исходить из экономической целесообразности вмешательства государства в ход воспроизводственных процессов. Это предполагает разумное сочетание в процессе формирования и совершенствования механизма налогового регулирования таких важнейших принципов налогообложения, как:
- системность, обеспеченная целостностью налоговой системы на базе жесткой централизации управления налогами со стороны государства и на основе соответствующего законодательства, взаимоувязанности разных налогов, исключающей двойное налогообложение с правом выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, при строгом разделении налогов на центральные и местные;
- гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основании ежегодно принимаемых государством законов;
- социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание экономического развития регионов.
Нарушение приведенных принципов построения налоговой системы и как следствие - несовершенство налогового законодательства, организационной структуры управления налогами, форм и методов контроля за взиманием налогов, отсутствие автоматизированной системы управления налогами, выполнение налоговыми органами не свойственных им функций может привести к резкому сокращению поступлений средств от сбора налогов в доход бюджета.
Если рассматривать принципы построения налоговой системы шире, то необходимо отметить также принципы налогообложения, на которых строится рациональная система налогообложения; этих принципов целесообразно придерживаться, учитывая конкретные экономические, политические и социальные условия развития общества:
- равные налоги на равновеликий объект обложения (прибыль, доход, имущество и т.д.);
- унифицированный порядок взимания налогов независимо от форм собственности, рода деятельности и источника получения доходов, за исключением незаконных;
- однократность налогообложения, т.е. по возможности исключение двойного налогообложения одного и того же объекта;
- рациональное сочетание общепринятого и льготного налогообложения. Налоговая нагрузка на всех налогоплательщиков должна быть по возможности равномерной и справедливой. При этом в отношении стимулов государство должно оставаться нейтральным;
- обеспечение социальной справедливости в распределении налогового бремени между различными категориями и группами плательщиков, но не в ущерб экономической эффективности налоговой системы в целом и отдельных ее элементов;
- установление налогов с учетом экономической целесообразности, налогового предела и деления расходов бюджета на необходимые, излишние и чрезмерные;
- стабильность и долговременность налоговых ставок и тарифов.
Во многих странах мира организационно-правовые вопросы налогового регулирования определяются на законодательном уровне. В свете современного налогового законодательства основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации сформулированы в ст. 3 НК РФ, в которой, однако, они выделены лишь как «основные начала» законодательства о налогах и сборах.
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ.
Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Налоговая система, построенная на вышеперечисленных принципах, призвана создавать условия для мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности. Эта система должна стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность населения, ограничивать социально-неоправданные денежные доходы отдельных граждан, рост цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности, обеспечивать рост и укрепление доходной базы госбюджета.
Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.
1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
- налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
- чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
- большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
- косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
- число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
- Часть 2. Учебное пособие
- Раздел 1. Основы налогообложения
- Тема 1.1 Экономическая сущность налогов
- 1. Сущность налогов и их функции
- 2. Принципы и методы налогообложения
- 3. Элементы налога и их характеристика
- 4. Способы уплаты налогов
- Тема 1.2 Налоговая система Российской Федерации
- 1. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения
- 2. Налоговое законодательство
- 3. Классификация налогов и сборов
- 4. Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование
- Тема 1.3 Субъекты налоговых отношений
- 1. Понятие налоговых правоотношений, их субъекты
- 2. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков
- 3. Обязанности налоговых агентов
- 4. Обязанности представителей налогоплательщиков
- 5. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- Тема 1.4 Правовой статус налоговых органов рф, их состав и структура
- 1.Правовой статус налоговых органов рф
- 2. Структура налоговых органов Российской Федерации. Принципы организации деятельности налоговых органов
- 3. Организация деятельности Федеральной налоговой службы России (фнс)
- 4. Организация деятельности территориальных органов фнс России
- Тема 1.5 Налоговое обязательство и его исполнение
- 1. Условия возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств
- 2. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
- Тема 1.6 Организация налогового контроля
- 1. Формы и методы налогового контроля
- 2. Налоговая проверка – форма налогового контроля
- 3. Камеральная налоговая проверка
- 4. Выездная налоговая проверка
- 5. Повторные проверки
- 6. Встречная проверка
- 7. Дополнительная проверка
- Тема 1.7 Налоговые правонарушения
- 1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- 2. Условие привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
- 3. Производство по делам о налоговых правонарушениях
- Тема 1.8 Сущность и содержание налогового администрирования
- 1. Понятие налогового администрирования
- 2. Отличия налогового администрирования от налогового контроля
- 3. Принципы налогового администрирования
- Раздел 2. Налогообложение организаций Тема 2.1 Налог на прибыль организаций
- Налогоплательщики и объект налогообложения
- Классификация доходов и группировка расходов
- 3. Амортизируемое имущество. Порядок и способы начисления амортизации
- 4. Порядок определения налоговой базы
- Налоговые ставки
- Порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- Тема 2.2 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 1. Плательщики ндс. Порядок освобождения от уплаты налога
- 2. Объект налогообложения
- 3. Определение налоговой базы
- 4. Ставки и принципы их дифференциации
- 5. Налоговые вычеты и условия их применения
- 6. Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет
- Тема 2.3 Акцизы
- 1. Налогоплательщики. Свидетельства на операции с подакцизными товарами
- 2. Подакцизные товары
- 3. Объект налогообложения
- 4. Операции, не подлежащие налогообложению
- 5. Определение налоговой базы при реализации или получении подакцизных товаров
- 6. Порядок исчисления акциза
- 7. Налоговые вычеты
- 8. Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами
- Тема 2.4 Платежи за пользование природными ресурсами
- 1. Налогоплательщики ндпи. Объект налогообложения ндпи.
- 2. Определение налоговой базы по ндпи. Порядок исчисления и уплаты налога.
- 3. Налогоплательщики водного налога. Объекты налогообложения.
- 4. Налоговая база по водному налогу. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты водного налога
- 5. Плательщики сборов за пользование объектами животного мира. Объекты обложения
- 6. Ставки сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Порядок исчисления сборов
- Тема 2.5 Налог на имущество организаций
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Определение налоговой базы по налогу
- 3. Налоговые льготы
- 4. Порядок исчисления и уплаты налога
- Раздел 3. Налогообложение физических лиц Тема 3.1 Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Налоговая база
- 3. Доходы, не подлежащие налогообложению
- 4. Налоговые вычеты
- 5. Налоговые ставки
- 6. Порядок исчисления налога
- Тема 3.2 Имущественные налоги с физических лиц
- 1. Налог на имущество физических лиц
- 2. Транспортный налог
- Раздел 4. Другие налоги и сборы с организаций и физических лиц Тема 4.1 Государственная пошлина
- 1. Плательщики государственной пошлины и сроки ее уплаты.
- 2. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
- 3. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
- Тема 4.2 Налог на игорный бизнес
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Определение налоговой базы
- 3. Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 4.3 Земельный налог
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Налоговая база
- 3. Налоговые льготы
- 4. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
- 5. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- Раздел 5. Налогообложение малого бизнеса Тема 5.1 Упрощенная система налогообложения (усн)
- 1. Особенности применения усн
- 2. Налогоплательщики
- 3. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
- 4. Объекты налогообложения
- 5. Налоговая база
- 6. Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 4.2 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд Вопросы лекции:
- 1. Особенности применения енвд
- 2. Основные элементы налогообложения
- 3. Порядок и сроки уплаты единого налога
- Часть 3. Практические занятия по дисциплине
- Раздел 1. Основы налогообложения
- Тема 1.1 Экономическая сущность налогов
- Тема 1.2 Налоговая система Российской Федерации
- Тема 1.3 Субъекты налоговых отношений
- Тема 1.4 Правовой статус налоговых органов рф, их состав и структура
- Тема 1.5 Налоговое обязательство и его исполнение
- Тема 1.6 Организация налогового контроля
- Тема 1.7 Налоговые правонарушения
- Тема 1.8 Сущность и содержание налогового администрирования
- Раздел 2. Налогообложение организаций
- Тема 2.1 Налог на прибыль организаций
- Тема 2.2 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Тема 2.3 Акцизы
- Тема 2.4 Платежи за пользование природными ресурсами
- Тема 2.5 Единый социальный налог (есн)
- Тема 2.6 Налог на имущество организаций
- Раздел 3. Налогообложение физических лиц
- Тема 3.1 Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- Тема 3.2 Имущественные налоги с физических лиц
- Раздел 4. Другие налоги и сборы с организаций и физических лиц
- Тема 4.1 Государственная пошлина
- Тема 4.2 Налог на игорный бизнес
- Тема 4.3 Земельный налог
- Раздел 5. Налогообложение малого бизнеса
- Тема 5.1 Упрощенная система налогообложения (усн)
- Тема 5.2 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)
- Часть 4. Методические указания по выполнению контрольной работы Цель и значение контрольной работы
- Варианты заданий для контрольной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Вариант 16
- Вариант 17
- Вариант 18
- Вариант 19
- Вариант 20
- Вариант 21
- Вариант 22
- Вариант 23
- Вариант 24
- Вариант 25
- Оформление контрольной работы