logo
Лекции Налоги и налогообложение

2. Отличия налогового администрирования от налогового контроля

Реализация государством функции налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 2 НК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, относятся к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах. Несмотря на то, что Кодекс не содержит определения налогового контроля, анализ его норм позволяет выявить отличительные особенности этого вида государственного контроля.

Контролировать законность в налоговой сфере государство поручает специализированным органам, которые именуются органами налогового контроля. Система таких органов не слишком обширна. По сути, Налоговый кодекс Российской Федерации называет две группы органов налогового контроля – налоговые и таможенные.

Специфика налогового контроля проявляется не только в объекте контроля и субъектном составе. В конце концов, контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере осуществляют различные государственные органы: от прокуратуры и Счетной палаты РФ до органов внутренних дел. Все эти органы, реализуя контрольные полномочия, так или иначе, вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства. Однако утверждать, что их деятельность связана с осуществлением налогового контроля, нельзя.

Проблема заключается даже не в том, что эти органы обладают общей компетенцией, не ограничивающейся только контролем за соблюдением налогового законодательства (в последнее время неудержимый рост полномочий Федеральной налоговой службы не позволяет говорить о контроле за соблюдением налогового законодательства как об исключительной задаче данной службы), а в том, что реализация функций налогового контроля осуществляется специализированными органами в формах, которые предписаны НК РФ. В связи с этим можно утверждать, что налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства (налоговое администрирование) по сути своей два разных понятия. Последнее является более широким и включает в себя деятельность любых государственных органов, осуществляющих контрольные функции в области налогообложения.

На основании выявленных признаков можно попытаться понять волю законодателя и дать определение термину «налоговый контроль». Итак, налоговый контроль – это осуществляемая на постоянной основе и в тех формах, которые предусмотрены НК РФ, деятельность специализированных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований налогово-правовых норм.

Как уже отмечалось, основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций.

Одна из серьезных проблем, которые мешают созданию эффективной системы налогового контроля, – постепенная трансформация функций налоговых органов из контрольных в фискальные. И здесь введение сначала в обиход, а затем в правовые акты странного наукообразного термина «налоговое администрирование» позволяет государственным органам провести эту трансформацию практически незаметно. При формулировании задач, стоящих сегодня перед налоговыми органами, происходит едва уловимая подмена задачи по контролю за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах задачей по обеспечению поступлений финансовых средств в бюджет в определенном объеме.

При всей видимой схожести названных задач, очевидно, что они отнюдь не тождественны. Как финансовый контролер налоговый орган должен быть дистанцирован от решения задач по наполнению бюджета финансовыми ресурсами. Нельзя требовать от финансового контролера объективности при осуществлении мероприятий налогового контроля, если эффективность его деятельности оценивается исходя из объема поступлений, а иногда и доначислений в бюджет.