4. Выездная налоговая проверка
Порядок проведения выездной налоговой проверки в достаточной степени формализован. Кроме того, в отличие от камеральной проверки выездная проверка содержит большой арсенал методов контроля.
Основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Выездная налоговая проверка (статья 89 Кодекса) проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Указанное решение должно содержать:
- наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения;
- наименование налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка. Налоговый орган может проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и обособленных подразделений, так и проверку филиалов и представительств организации независимо от проведения проверки самой организации*(6). В случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет;
- период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
- вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Налогоплательщику следует обращать внимание на виды налогов, подлежащих проверке. Например, в решении была указана проверка налога на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на имущество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имущество могут быть признаны недействительными по формальному признаку - отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу, действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период;
- Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина (Приказ МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 (в ред. от 07.02.2000 N АП-3-16/34) «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок» (зарегистрирован в Минюсте России от 15.11.1999 N 1978)).
В случае, если возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем налогового органа, проводящего проверку, должно быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки по соответствующей форме. Несоблюдение этого требования также может приводить к отмене результатов проверки.
Доступ должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органов о проведении выездной налоговой проверки.
Административная ответственность наступает в случае отказа в доступе в помещение налогоплательщика, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, уполномоченным на проведение проверки должностным лицам налоговых органов, предъявившим служебные удостоверения и решение о проведении проверки (штраф до 20 МРОТ на должностных лиц согласно статье 19.4 КоАП РФ).
В подобных случаях налоговые органы для проникновения в искомое помещение могут привлечь сотрудников органов внутренних дел. Но могут поступить иначе: составить акт и самостоятельно, расчетным путем на основании оценки имеющейся информации, определить суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком (подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса). Налог взыскивается в бесспорном порядке. Это не относится к случаям, когда налоговые органы меняют юридическую квалификацию сделок или юридическую квалификацию статуса и характера деятельности налогоплательщика. При таких обстоятельствах налоговая инспекция обращается в суд с иском о взыскании доначисленного налога (пункт 1 статьи 45 Кодекса).
Продолжительность проверки не более двух месяцев.
В исключительных случаях срок проверки может увеличиваться до трех месяцев. Перечень таких случаев Кодексом не установлен, что может рассматриваться как ограничение прав налогоплательщика.
Срок проверки продлевается решением вышестоящего налогового органа, которое может быть принято, например, в случаях проведения проверок крупнейших и основных налогоплательщиков, встречных проверок и т.п. (письмо МНС России от 29.04.2004 № 06-4-03/640).
Проверка проводится вне места нахождения налогового органа.
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
При этом в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Кодексом и представлением им запрашиваемых документов. В соответствии со статьей 93 Кодекса у налогоплательщика имеется пять дней для представления требуемых документов.
По мнению автора, выход из неопределенности положений Кодекса о порядке исчисления срока проверки был найден в достаточно корректной процедуре «приостановления проверки», введенной подзаконным актом МНС России. По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В акте налоговой проверке приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена.
В Кодексе возможность приостановления проверки прямо не предусмотрена. Но имелись судебные решения, подтверждающие правомерность приостановления проверки в силу имеющихся в конкретных случаях объективных причин невозможности проведения проверки (наличие форс - мажорных обстоятельств (затопление, пожар на территории, где проводится проверка)).
Существовали следующие варианты трактовки течения срока проведения проверки:
1) беспрерывный, то есть последовательно с начала и, по общему правилу, до последнего дня двухмесячного срока включительно,
2) с учетом срока приостановления проверки на основании решения налогового органа,
3) арифметический, на основе ежедневного учета времени нахождения проверяющих на территории проверяемого. При таком подходе проверка может тянуться неограниченное количество времени в пределах установленной «глубины» налоговых проверок в три года.
Конституционный суд указал, что в срок проверки включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика.
В срок проверки засчитывается время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственного на его территории. Не засчитывается в срок выездной проверки: срок встречной проверки, экспертизы, время оформления результатов проверки и прочие действия, при которых проверяющие не находятся на территории налогоплательщика.
Налогоплательщику следует вести журнал учета посещений, в котором делать отметки о присутствии проверяющих. Сумма этих периодов будет являться сроком проведения выездной налоговой проверки. Соответствующий документ налогоплательщика, а также внутренние документы налогового органа, фиксирующие направление сотрудников на проведение проверки, могут являться доказательствами при рассмотрении вопроса о длительности выездной проверки.
С учетом решения Конституционного суда документ о приостановлении проверки фактически утратил свое значение и вряд ли будет применяться на практике.
Предусмотрен следующий порядок проведения выездной налоговой проверки.
1. Подготовка к проведению проверки - планирование.
2. Решение вопроса о необходимости участия в проверке сотрудников органов внутренних дел.
3. Проведение проверки (проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, о полноте и своевременности уплаты налогов):
- устранение нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
- проверка соответствия бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
- проверка соответствия данных налогового учета данным синтетического и аналитического учета;
- проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);
- проверка правильности применения цен (ст. 40 НК РФ);
- проверка обоснованности применения налоговых льгот и ставок (в том числе проверка ведения раздельного учета);
- проверка выполнения обязанностей налогового агента;
- проверка правового оформления хозяйственных операций;
- анализ операций, по которым часто бывают нарушения.
4. Использование дополнительных методов.
5. Проверка обособленных подразделений (срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе их проверять независимо от проведения проверок самой организации).
6. Оформление результатов проверки, выявление типичных нарушений
- Часть 2. Учебное пособие
- Раздел 1. Основы налогообложения
- Тема 1.1 Экономическая сущность налогов
- 1. Сущность налогов и их функции
- 2. Принципы и методы налогообложения
- 3. Элементы налога и их характеристика
- 4. Способы уплаты налогов
- Тема 1.2 Налоговая система Российской Федерации
- 1. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения
- 2. Налоговое законодательство
- 3. Классификация налогов и сборов
- 4. Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование
- Тема 1.3 Субъекты налоговых отношений
- 1. Понятие налоговых правоотношений, их субъекты
- 2. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков
- 3. Обязанности налоговых агентов
- 4. Обязанности представителей налогоплательщиков
- 5. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- Тема 1.4 Правовой статус налоговых органов рф, их состав и структура
- 1.Правовой статус налоговых органов рф
- 2. Структура налоговых органов Российской Федерации. Принципы организации деятельности налоговых органов
- 3. Организация деятельности Федеральной налоговой службы России (фнс)
- 4. Организация деятельности территориальных органов фнс России
- Тема 1.5 Налоговое обязательство и его исполнение
- 1. Условия возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств
- 2. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
- Тема 1.6 Организация налогового контроля
- 1. Формы и методы налогового контроля
- 2. Налоговая проверка – форма налогового контроля
- 3. Камеральная налоговая проверка
- 4. Выездная налоговая проверка
- 5. Повторные проверки
- 6. Встречная проверка
- 7. Дополнительная проверка
- Тема 1.7 Налоговые правонарушения
- 1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- 2. Условие привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
- 3. Производство по делам о налоговых правонарушениях
- Тема 1.8 Сущность и содержание налогового администрирования
- 1. Понятие налогового администрирования
- 2. Отличия налогового администрирования от налогового контроля
- 3. Принципы налогового администрирования
- Раздел 2. Налогообложение организаций Тема 2.1 Налог на прибыль организаций
- Налогоплательщики и объект налогообложения
- Классификация доходов и группировка расходов
- 3. Амортизируемое имущество. Порядок и способы начисления амортизации
- 4. Порядок определения налоговой базы
- Налоговые ставки
- Порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- Тема 2.2 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 1. Плательщики ндс. Порядок освобождения от уплаты налога
- 2. Объект налогообложения
- 3. Определение налоговой базы
- 4. Ставки и принципы их дифференциации
- 5. Налоговые вычеты и условия их применения
- 6. Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет
- Тема 2.3 Акцизы
- 1. Налогоплательщики. Свидетельства на операции с подакцизными товарами
- 2. Подакцизные товары
- 3. Объект налогообложения
- 4. Операции, не подлежащие налогообложению
- 5. Определение налоговой базы при реализации или получении подакцизных товаров
- 6. Порядок исчисления акциза
- 7. Налоговые вычеты
- 8. Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами
- Тема 2.4 Платежи за пользование природными ресурсами
- 1. Налогоплательщики ндпи. Объект налогообложения ндпи.
- 2. Определение налоговой базы по ндпи. Порядок исчисления и уплаты налога.
- 3. Налогоплательщики водного налога. Объекты налогообложения.
- 4. Налоговая база по водному налогу. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты водного налога
- 5. Плательщики сборов за пользование объектами животного мира. Объекты обложения
- 6. Ставки сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Порядок исчисления сборов
- Тема 2.5 Налог на имущество организаций
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Определение налоговой базы по налогу
- 3. Налоговые льготы
- 4. Порядок исчисления и уплаты налога
- Раздел 3. Налогообложение физических лиц Тема 3.1 Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Налоговая база
- 3. Доходы, не подлежащие налогообложению
- 4. Налоговые вычеты
- 5. Налоговые ставки
- 6. Порядок исчисления налога
- Тема 3.2 Имущественные налоги с физических лиц
- 1. Налог на имущество физических лиц
- 2. Транспортный налог
- Раздел 4. Другие налоги и сборы с организаций и физических лиц Тема 4.1 Государственная пошлина
- 1. Плательщики государственной пошлины и сроки ее уплаты.
- 2. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
- 3. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
- Тема 4.2 Налог на игорный бизнес
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Определение налоговой базы
- 3. Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 4.3 Земельный налог
- 1. Налогоплательщики и объект налогообложения
- 2. Налоговая база
- 3. Налоговые льготы
- 4. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
- 5. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- Раздел 5. Налогообложение малого бизнеса Тема 5.1 Упрощенная система налогообложения (усн)
- 1. Особенности применения усн
- 2. Налогоплательщики
- 3. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
- 4. Объекты налогообложения
- 5. Налоговая база
- 6. Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 4.2 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд Вопросы лекции:
- 1. Особенности применения енвд
- 2. Основные элементы налогообложения
- 3. Порядок и сроки уплаты единого налога
- Часть 3. Практические занятия по дисциплине
- Раздел 1. Основы налогообложения
- Тема 1.1 Экономическая сущность налогов
- Тема 1.2 Налоговая система Российской Федерации
- Тема 1.3 Субъекты налоговых отношений
- Тема 1.4 Правовой статус налоговых органов рф, их состав и структура
- Тема 1.5 Налоговое обязательство и его исполнение
- Тема 1.6 Организация налогового контроля
- Тема 1.7 Налоговые правонарушения
- Тема 1.8 Сущность и содержание налогового администрирования
- Раздел 2. Налогообложение организаций
- Тема 2.1 Налог на прибыль организаций
- Тема 2.2 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Тема 2.3 Акцизы
- Тема 2.4 Платежи за пользование природными ресурсами
- Тема 2.5 Единый социальный налог (есн)
- Тема 2.6 Налог на имущество организаций
- Раздел 3. Налогообложение физических лиц
- Тема 3.1 Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- Тема 3.2 Имущественные налоги с физических лиц
- Раздел 4. Другие налоги и сборы с организаций и физических лиц
- Тема 4.1 Государственная пошлина
- Тема 4.2 Налог на игорный бизнес
- Тема 4.3 Земельный налог
- Раздел 5. Налогообложение малого бизнеса
- Тема 5.1 Упрощенная система налогообложения (усн)
- Тема 5.2 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)
- Часть 4. Методические указания по выполнению контрольной работы Цель и значение контрольной работы
- Варианты заданий для контрольной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Вариант 16
- Вариант 17
- Вариант 18
- Вариант 19
- Вариант 20
- Вариант 21
- Вариант 22
- Вариант 23
- Вариант 24
- Вариант 25
- Оформление контрольной работы