1.1.3 Современные принципы налогообложения
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.
Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (17231790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время.
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно их доходам (соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей плательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим. Выделяют понятия «горизонтальной справедливости» (принцип платежеспособности) и «вертикальной справедливости» (принцип выгод)
В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца
Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой 0СА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (0ЕА) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали и разрыв исчез. Напротив, на кривой 0ВА показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.
2. Принцип определенности (соразмерности), согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Устанавливая налоги государство, в первую очередь, должно руководствоваться его саразмерностью, которая определяется величиной налогового бремени. Налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.
Американский экономист Артур Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) увеличиваются от нуля до определенного максимального уровня, а затем снижаются до нуля. Налоговые поступления уменьшаются начиная с превышения ставки некоторого значения, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, соответственно налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо подобная ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, дает нулевой налоговый доход.
Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т. е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать тот же объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, деловым рискам. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.
Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, как развивается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т. е. при нарушении принципа соразмерности обложения. При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются, и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение облагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.
3. Принцип удобности(максимального учета интересов налогоплательщика) предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.
4. Принцип экономичности (эффективности), т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.
- Раздел 1 Основы налогообложения.
- Тема 1.1 Система налогов и сборов Российской Федерации. Экономическая сущность налогов.
- Возникновение и развитие налогообложения.
- Сущность и функции налогов.
- Определения налога и сбора
- 1.1.3 Современные принципы налогообложения
- 1.1.4. Особенности построения налоговой системы России.
- 1. 1. 5 Классификация налогов. Виды налогов в рф.
- Элементы налога.
- Тема 1.2. Государственное регулирование налоговых правоотношений
- 1.2.1. Налоговые правоотношения.
- 1.2.2. Участники налоговых правоотношений.
- 1.2.2.1 Статус налогоплательщика.
- 1.2.2.2 Состав и структура налоговых органов.
- 1.2.2.3 Функции структурных подразделений фнс рф.
- 1.2.3 Налоговая деятельность государства. Понятие и типы налоговой политики.
- Налоговая политика рф на современном этапе.
- 1.2.4 Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
- 1.2.4.1 Права и обязанности налоговых органов.
- 1.2.4.2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Тема 1.3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.3.1. Условия возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налога.
- Добровольное исполнение обязанности по уплате налогов. Способы обеспечения исполнения обязанности
- 1.3.1.2. Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов. Способы обеспечения исполнения обязанности
- Налоговая ответственность. Налоговые правонарушения.
- 1.3.3. Санкции за нарушение налогового законодательства.
- Раздел 2 Федеральные налоги и сборы.
- Тема 2.1. Налог на добавленную стоимость.
- Экономическая сущность ндс. Налогоплательщики и объекты налогообложения по ндс.
- 2.1.2 Налоговая база и налоговые ставки по ндс.
- Порядок исчисления налога и применения налоговых вычетов.
- Тема 2.2. Налог на прибыль организаций
- Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики и объекты налогообложения по налогу на прибыль организаций.
- Классификация доходов и расходов для целей налогообложения.
- Налоговая база и налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.
- Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
- Тема 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.3.1 Экономическая сущность ндфл. Налогоплательщики и объекты налогообложения.
- 2.3.2 Налоговая база и налоговые ставки ндфл.
- Налоговые вычеты по ндфл. Виды налоговых вычетов_______________________
- На детей
- 2.3.3.1 Стандартные налоговые вычеты.
- Порядок предоставления социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
- Порядок исчисления и уплаты ндфл.
- Особенности исчисления ндфл налоговыми агентами
- 2.3.4.2 Особенности исчисления ндфл налоговыми органами
- Тема 2.4. Другие виды федеральных налогов и сборов
- Понятие государственной пошлины. Плательщики госпошлины, порядок ее уплаты и возврата.
- Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых.
- Основные элементы водного налога.
- Сборы за право пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
- Раздел 3 Региональные налоги Тема 3.1 Налог на имущество организаций
- 3.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы
- 3.1.2 Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 3.2. Транспортный налог
- 3.2.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы по транспортному налогу.
- 3.2.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- 3.2.2.1 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - организаций.
- 3.2.2.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц.
- Раздел 4 Местные налоги Тема 4.1. Земельный налог
- 4.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и налоговые льготы по земельному налогу.
- 4.1.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- 4.1.2.1 Порядок исчисления земельного налога для налогоплательщиков – организаций.
- 4.1.2.2 Порядок исчисления земельного налога для физических лиц.
- Тема 4.2. Налог на имущество физических лиц
- 4.2.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы.
- 4.2.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- Рекомендуемая литература
- 1. Александров и.М. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – м.: Дашков и к, 2006 г.
- 4. Косолапов а.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – м.: Дашков и к, 2005 г.