logo search
lekcii_nalogi_i_nalogooblozhenie_2011_god

6.1. Единый сельскохозяйственный налог

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иные налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Другие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (рис. 19).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и составляет не менее 70 процентов.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пример:

ООО "Пастушок" в октябре 2006 года реализовало пастеризованное молоко - продукцию, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Бухгалтер ООО "Пастушок" определил, относится ли пастеризованное молоко к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Согласно перечню, утвержденному постановлением N 449, продукция цельномолочная (код 1520111) относится к продукции первичной переработки.

Следовательно, выручку, полученную от реализации пастеризованного молока, организация вправе учесть в составе доходов от реализации сельхозпродукции.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации, имеющие филиалы и представительства.

Порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ и услуг).

Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового периода доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период и перейти на него в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, произвести уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу.

Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения. Они имеют право вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Доходами организации признаются доходы от реализации продукции (работ и услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (в соответствии с главой 25 НК)

Расходами признаются:

1) расходы на приобретение основных средств;

2) расходы на приобретение нематериальных активов;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);

9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм;

13) расходы на командировки;

14) оплату нотариусу за нотариальное оформление документов;

15) расходы на аудиторские услуги;

16) расходы на опубликование бухгалтерской отчетности,;

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

23) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

24) расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;

25) расходы на информационно-консультационные услуги;

26) расходы на повышение квалификации кадров;

27) судебные расходы и арбитражные сборы;

28) расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов.

Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиками после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога; в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога -50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога равными долями от стоимости основных средств. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на уплату ЕСХН. При этом в течение налогового периода расходы на приобретение основных средств принимаются равными долями. При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой классификации, сроки полезного использования устанавливаются налогоплательщиками в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу (кассовый метод). Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Приведем некоторые примеры по включению расходов для исчисления налоговой базы по ЕСХН.

Пример:

В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ плательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения могут уменьшать полученные ими доходы на сумму расходов на приобретение основных средств.

Организации-лизингополучатели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, могут учитывать стоимость основных средств, полученных по договорам лизинга, в отчетном периоде перехода права собственности на эти основные средства в части, не оплаченной в составе лизинговых платежей.

По договору лизинга колхоз им. Кирова получил в аренду в апреле 2007 года автомобиль ГАЗ-3102 стоимостью 300 000 руб.

В соответствии с договором лизинга, заключенным на два года, сумма ежемесячного платежа составляет 10 000 руб. Срок договора аренды заканчивается в апреле 2009 года. С этого времени автомобиль переходит в собственность лизингополучателя с оплатой последним стоимости автомобиля в размере, не покрытом лизинговыми платежами, - 60 000 руб. [300 000 руб. - (10 000 руб. x 24 мес.)].

Так как колхоз им. Кирова является плательщиком единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2004 года, в этом случае он может учесть стоимость автомобиля в составе расходов в 1-м полугодии 2009 года в сумме 60 000 руб.

В связи с тем что расходы капитального характера, к которым относятся расходы по приобретению организациями-лизингодателями предметов лизинга, не предусмотрены ст. 254 НК РФ, организации, применяющие специальный режим налогообложения, не могут уменьшать на них доходы от реализации, руководствуясь подпунктом 5 п. 2 ст. 346.5 настоящего Кодекса.

В связи с этим организации-лизингодатели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не могут учитывать в составе расходов расходы по приобретению основных средств, предназначенных для передачи лизингополучателям, в порядке, установленном подпунктом 1 п. 2 и п. 4 ст. 346.5 НК РФ для учета расходов по приобретению основных средств.

Если договором лизинга предусматривается переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя к лизингополучателю, то расходы по приобретению предмета лизинга могут быть учтены организациями-лизингодателями, уплачивающими единый сельскохозяйственный налог, в отчетном периоде перехода права собственности и получения дохода от лизингополучателя на основании подпункта 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Пример:

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога могут уменьшать полученные доходы на сумму материальных расходов.

Порядок их определения предусмотрен статьей 254 Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 2 пункта 7 этой статьи кодекса, к материальным расходам относятся потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Нормы потерь, возникших при хранении зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур, утверждены приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23 января 2004 г. N 55 "Об утверждении норм естественной убыли". В пределах установленных названным приказом норм и производится их списание. Отметим, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Таким образом, потери зерна и продуктов его переработки при хранении, выявленные при проверке их фактического наличия, с 1 января 2002 года могут быть учтены при исчислении ЕСХН в расходах, уменьшающих доходы, в пределах норм естественной убыли, утвержденных приказом N 55.

В связи с изложенным, организация, применяющая ЕСХН, вправе:

- учесть естественную убыль зерна и продуктов его переработки в пределах норм;

- представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за предыдущие налоговые периоды с заявлением о зачете (возврате) излишне взысканного единого налога в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Пример:

Колхоз им. Кирова занимается выращиванием и продажей пшеницы. В августе 2006 года организация собрала и отправила на хранение на собственный склад пшеницу весом 7000 кг. Стоимость партии составила 35 000 руб. (7000 кг х 5 руб/кг). На складе пшеница хранилась насыпью в течение трех месяцев. По истечении этого срока по результатам инвентаризации была выявлена убыль 100 кг пшеницы. В декабре 2006 года партию пшеницы весом 6900 кг (7000 - 100) реализовали. В соответствии с приказом N 55 нормы естественной убыли при хранении зерна в течение трех месяцев насыпью на складе составляют 0,07 процента от общей массы. Бухгалтер рассчитал норму естественной убыли. Она составила 4,9 кг (7000 кг х 0,07%). То есть для целей исчисления ЕСХН в составе материальных расходов колхоз им. Кирова сможет учесть потери в виде естественной убыли стоимостью 24,5 руб. (4,9 кг х 5 руб/кг).

Сверхнормативные потери стоимостью 475,5 руб. ((100 кг - 4,9 кг) х 5 руб/кг) в составе налогооблагаемых расходов не учитываются и компенсируются за счет:

- лиц, виновных по решению суда;

- материально ответственных лиц;

- доходов, остающихся после уплаты ЕСХН.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на уплату НСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога;

2) на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.

3) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;

4) расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН;

5) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Пример:

По итогам первого полугодия 2006 года доходы ООО "Раздолье" составили 600 000 руб., расходы - 500 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за первое полугодие равна 100 000 руб. (600 000 - 500 000). ЕСХН к уплате - 6000 руб. (100 000 руб. x 6%).

В бухгалтерском учете общества в июне 2006 года были сделаны записи: Дебет 99 субсчет "ЕСХН" Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСХН"

- 6000 руб. - начислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие 2006 года;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСХН" Кредит 51

- 6000 руб. - перечислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие 2006 года. За 2006 год доходы общества составили 1 150 000 руб., расходы - 1 000 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2006 год равна 150 000 руб. (1 150 000 - 1 000 000). ЕСХН за 2006 год - 9000 руб. (150 000 руб. x 6%). Таким образом, сумма ЕСХН к уплате в бюджет по итогам 2006 года - 3000 руб. (9000 - 6000).

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Уплата и подача налоговой декларации по итогам налогового периода представляются организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается в следующих порядке и размере:

в 2006 - 2008 годах - 0 процентов;

в 2009 - 2011 годах - 12 процентов;

в 2012 - 2014 годах - 18 процентов;

начиная с 2015 года – 24 процента.

Пример:

Приведем расчет суммы обязательных платежей в бюджет при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога (по предлагаемой методике) на примере одного из предприятий холдинга.

Итак, из вышесказанного следует, что объектом налогообложения при специальном режиме признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно статье 249 «Доходы от реализации» НК РФ, к доходам от реализации относятся:

1. Выручка от реализации – всего, тыс. руб. 88254

в том числе от продажи:

сельскохозяйственной продукции 69099

товаров собственного производства от переработки 19155

2. Выручка от реализации амортизируемого имущества, тыс.руб. 6446

Итого доходов от реализации, тыс.руб. 94700

Согласно статье 250 «Внереализационные доходы» НК РФ, к внереализационным доходам относятся доходы:

1. В виде процентов, полученных по договорам займа,

кредита, банковского счета, а также по ценным бумагам

и другим долговым обязательствам, тыс. руб. 6

2. В виде стоимости полученных материалов или иного

имущества при ликвидации выводимых из эксплуатации

основных средств, тыс.руб. 407

3. Прочие внереализационные доходы, тыс.руб. 12

Итого внереализационных доходов, тыс.руб. 425

Таким образом, общая сумма доходов организации составляет: 94700 тыс.руб. + 425 тыс.руб. = 95125 тыс.руб.

Согласно рассмотренному выше законопроекту, при определении объекта налогообложения организация уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1. Расходы на ремонт основных средств (в т. ч. арендованных), тыс.рублей 1283,3

2. Арендные платежи за, тыс. руб.:

аренду основных средств 427,9

аренду земли 434,4

3. Материальные расходы, тыс. руб. 55129,0

в том числе:

средства защиты растений 6429,6

средства защиты животных 89,1

удобрения 7158,7

семена 4689,6

энергоносители 9948,9

электроэнергия 1494,0

ГСМ 8453,1

Топливо(уголь,газ) 1,8

корма 178,3

материалы основного производства 3713,8

вспомогательные материалы 1002,6

запчасти 5597,2

услуги сторонних организаций 6372,3

в том числе

4.расходы на оплату труда, тыс.руб. 14504

5. Расходы на обязательное страхование имущества, взносы

на обязательное социальное страхование от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, тыс.руб. 67,1

6. Суммы НДС, уплачены в цене товаров, тыс.руб. 9781,8

7. Расходы, связанные с банковскими и консалтинговыми

услугами, тыс.руб. 178,5

8. Расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных

услуг охранной деятельности, тыс.руб. 225,0

9Командировочные расходы, тыс.руб. 45,2

10.Расходы на оплату услуг связи, тыс.руб. 101,9

11. Суммы налогов и сборов (плата за загрязнение), тыс.руб. 466