44 Понятие, экономическая сущность прибыли
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью дея–тельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отража–ет чистый доход, созданный в сфере материаль–ного производства.
Результатом соединения факторов про–изводства (труда, капитала, природных ресур–сов) является готовая продукция, которая стано–вится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость про–шлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь создан–ную стоимость и распадается на две части. Пер–вая представляет собой заработную плату работ–ников, участвующих в производстве продукции, т.е. для предпринимателя она является частью издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый до–ход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товар–но-денежных отношений чистый доход принима–ет форму прибыли. На рынке товаров предприя–тия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продук–цию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает полу–чение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, ко–торые принимают форму себестоимости продук–ции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о полу–чении прибыли. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отри–цательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль является показателем, наибо–лее полно отражающим эффективность производства. Многоаспектное значение при–были усиливается с переходом к рыночной эко–номике. Это обусловлено тем, что акционерные, арендные, частные предприятия и предприятия других форм собственности, получив финансо–вую самостоятельность и независимость, впра–ве решать, на какие цели и в каких размерах на–правлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных плате–жей и отчислений.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предприниматель–ской деятельности вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли при–были показывает, что у отдельных хозяйствую–щих субъектов преобладает стремление извлечь высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда в ущерб производству и социаль–ному развитию предприятия и коллектива.
- С. В. Загородников Финансовый менеджмент. Шпаргалка
- 1 Сущность, предмет и структура финансового менеджмента
- 2 Основные принципы финансового менеджмента
- 3 Цели и задачи финансового менеджмента
- 4 Базовые концепции финансового менеджмента
- 5 Сущность и значение финансового анализа
- 6 Методы и приемы финансового анализа
- 7 Анализ финансовых результатов
- 8 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 9 Анализ финансовой устойчивости
- 10 Анализ кредитоспособности предприятия
- 11 Понятие и признаки ценных бумаг
- 12 Классификация ценных бумаг
- 13 Понятие и классификация акций
- 14 Понятие и классификация облигаций
- 15 Понятие векселя. Классификация векселей
- 16 Государственные ценные бумаги
- 17 Производные финансовые инструменты
- 18 Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 19 Понятие денежного потока
- 20 Методы расчета потока денежных средств
- 21 Понятие и классификация активов
- 22 Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 23 Понятие и виды инвестиций
- 24 Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 25 Управление инвестициями
- 26 Риск и доходность портфеля финансовых активов
- 27 Β – коэффициент – измеритель рыночного риска ценных бумаг
- 28 Модель оценки доходности финансовых активов
- 29 Альтернативные теории и методы оценки доходности финансовых активов
- 30 Оценка финансовых активов
- 31 Индикаторы рынка ценных бумаг
- 32 Менная стоимость денег
- 33 Оценка эффективности инвестиционных проектов. Критерии эффективности инвестиционных проектов
- 34 Метод определения срока окупаемости инвестиций
- 35 Метод расчета чистого приведенного эффекта
- 36 Метод расчета внутренней нормы прибыли инвестиций
- 37 Индекс рентабельности инвестиций
- 38 Оценка риска инвестиционных проектов
- 39 Формирование бюджета капитальных вложений
- 40 Оптимизация бюджета капиталовложений
- 41 Управление источниками долгосрочного финансирования
- 42 Сущность и классификация пассивов
- 43 Управление собственным капиталом
- 44 Понятие, экономическая сущность прибыли
- 45 Функции и источники получения прибыли
- 46 Виды прибыли. Распределение прибыли
- 47 Уставный капитал
- 48 Управление заемным капиталом
- 49 Сущность и принципы кредитования
- 50 Банковское кредитование и его виды
- 51 Коммерческий кредит
- 52 Лизинг и его функции
- 53 Виды лизинговых операций
- 54 Эмиссия ценных бумаг
- 55 Факторинговые и форфейтинговые операции
- 56 Опционные контракты
- 57 Залоговые операции
- 58 Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 59 Средневзвешенная стоимость капитала
- 60 Предельная стоимость капитала
- 61 Теории структуры капитала
- 62 Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 63 Безубыточность работы предприятия
- 64 Понятие дивиденда и его виды
- 65 Дивидендная политика и факторы, ее определяющие
- 66 Порядок выплаты дивидендов
- 67 Экономическая сущность оборотного капитала, источники его формирования
- 68 Управление оборотным капиталом
- 69 Нормирование оборотного капитала
- 70 Эффективность использования оборотного капитала
- 71 Политика в области оборотного капитала
- 72 Расчет финансового цикла
- 73 Управление запасами
- 74 Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 75 Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 76 Финансовое планирование и прогнозирование
- 77 Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование
- 78 Финансовая стратегия
- 79 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 80 Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
- 81 Методы оценки и принятие решений финансового характера в условиях инфляции
- 82 Сущность налогового менеджмента
- 83 Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84 Сущность и концепции управления затратами
- 85 Антикризисное управление
- 86 Международные аспекты финансового менеджмента
- 87 Оценка потенциального банкротства
- 88 Стоимость компании и ее источники
- Оглавление