logo search
ФП_ответы 3

Система финансового права.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения. Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная

Общая часть:

–нормы;

–принципы;

–правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

–система государственных органов, осуществляющих финдеятельность;

–финансовый контроль.

Нормы и принципы общей части действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение. устанавливаются основополагающие моменты необходимые для понимания особенной части.

Правовые формы финансовой деятельности государства:

Органы, осуществляющие финансовую деятельность:

  1. Органы общей компетенции наряду с основными полномочиями осуществляют финансовую деятельность (Президент, Правительство…)

  2. Органы специальной компетенции осуществляют исключительно финансовую деятельность (Минфин, Счетная палата, ЦБ, Федеральное казначейство, ФНС).

Особенная часть:

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования. По сути это, определенным образом расположенные правовые институты (это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.), которые включают:

– доходы (бюджет и внебюджетные фонды);

– расходы (финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию);

–государственный и муниципальный кредит;

– деньги и денежное обращение;

–валютное законодательство;

–ценные бумаги.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве.

Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.

Поскольку финансовая деятельность основывается на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входят институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В Особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.