9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
Фин. сис-ма – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и органов упр-я ими.
Классификация фин. отношений для объединения их в сферы и звенья осуществляется на основании роли субъекта в общественном пр-ве. В соответствии с этим фин. отношения делятся на 3 крупные сферы:
финансы пр-ий, учреждений и организаций;
страхование;
государственные финансы.
Из сфер выделяются звенья, причем группировка фин. отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, которая оказывает определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.
Этот критерий можно выделить:
1) в сфере финансы пр-ий, учреждений и организаций звенья:
финансы пр-ий, функционирующих на коммерческих началах,
финансы НКО,
финансы общественных объединений.
2) в сфере страхования:
социальное,
личное,
имущественное,
ответственности,
предпринимательских рисков.
в сфере государственных финансов:
госбюджет,
ВБФ
госкредит.
Ev. звено в свою очередь делится на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Так, в составе финансов пр-ий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности м.б. выделены Ф. промышленных, с/х, торговых и др. пр-ий, а в завис. от формы собственности. – Ф. гос. пр-ий, акционерных, частных и т.д.
В сфере страховых отношений ev. из звеньев, представленное особой отраслью страх-я, подразделяется по видам страхования (добровольное и обязательное; в отрасли личного с. – с. на случай смерти, с. детей, с. от несчастных случаев; имущественное с. – с. строений, животных, транспорта).
В составе гос. финансов. группировка фин. отношений внутри звеньев - в соответствии с уровнем гос. управления (федерации, субъектов федерации, местный).
Перспективы развития звеньев
Финансы коммерч. пр-ий: соверш-вование зак-ва о банкр-ве (ускор-е реструктуризации неконкурентоспос. пр-ий), антимоноп. зак-ва, налогового (сниж-е налог. бремени, сокращ-е числа налогов, сниж-е ставок взносов на соц. страх-е с 39,5 до 35,6%, сниж-е налговой задолж-ти пр-ий), снижение барьеров для инвестиций в эк-ку, сокращ-е административного вмешат-ва в хоз. деят-сть, повыш-е эфф-сти гос. рег-я, необходим отказ от кредитования пр-ий и предоставления гарантий за счет ср-в ФБ – передать это спец. Агентствам, страх. Co., банкам. Финансы бюдж. учр-ий: устан-е жестких смет расх., пересмотр статуса ГУП (д. стать АО со 100% гос. участием), контроль обяз-в бюд. учр-ий.
Страхование: расширение ассортимента видов страх-я, улучшение кач-ва услуг, стабилизация (сниж-е) страх. взносов, развитие добров. страх-я (медицинского и др.), социального страх-я, перестрах-я (распр-е крупных рисков м/у многими страх.орг-циями).
ВБФ: консолидация в ФБ (контроль, простота, ускорение), сниж-е ставок с 39,5 до 35,6%.
Бюджет: ликвидация расх. обяз-в ФБ, не обеспеченных ист-ками ф-ия, напр-е ср-в б-та на реш-е приоритет. задач при сокращ-ии неэфф. расх., переход к адресной соц. F1, реформа пенс. с-мы, ликвидация кред. задолж-ти ФБ, заверш-е формир-я КСИБ, оптимизация перечня бюд. орг-ций и получ-лей бюд. ср-в, соверш. МБО, четкое разгранич. дох. и расх. полном. м/у б-тами, заверш. формир. с-мы поддержки регионов, реструкт. госдолга, обеспеч-е открытости всех б-тов и хода их исп-я.
Многообразные финансовые отношения можно сгруппировать по участвующим в них субъектам. Финансовые отношения складываются между государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами, с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время большинством экономистов не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств, семейном бюджете.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всем их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие Финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Финансовая система – совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Финансовая система состоит из 3-х элементов:
1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
3) система финансовых органов – финансовый аппарат (или финансовая система с точки зрения управления финансами (см. тему “Управление финансами”).
Рассмотрим подробнее 1-й элемент финансовой системы. В настоящее время финансовая система как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений выглядит следующим образом:
сферы | Финансовая система | ||
Финансы хозяйствующих субъектов | Страхование | Государственные и муниципальные финансы | |
звенья | А. по роли участия в воспроизводственном процессе
| по отраслям
| по видам
а) система бюджетов б) система внебюджетных фондов
|
Б. по организационно правовым формам
|
| по уровням управления
| |
В. по отраслям экономики
и т.д. |
|
| |
Г. по степени централизации
|
|
|
Второй элемент финансовой системы – финансовые денежные фонды. Они делятся по степени централизации на централизованные и децентрализованные. К централизованным относятся территориальные целевые фонды местного самоуправления, отраслевые фонды, все фонды центрального и среднего звена управления отраслями экономики, все бюджетные и внебюджетные фонды федерального, субъектов федерации и муниципального уровня, всевозможные фонды помощи и поддержки, а также фонды международных организаций и Фондов. К децентрализованным фондам относятся фонды, создаваемые у субъектов хозяйствования: в учреждениях и организациях.
По месту формирования и характеру использования фонды делятся на территориальные, отраслевые, бюджетные, внебюджетные, целевых программ, гуманитарные.
- 1.Экономическая сущность и функции финансов
- 2. Роль финансов в экономике
- 3.Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования.
- 4. Использование финансовых ресурсов:
- 5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:
- 4.Органы государственного управления финансами
- 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
- 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
- 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
- 8.Функции федерального казначейства
- 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
- 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
- 11.Типы финансовой политики
- 12.Современные проблемы финансовой политики
- 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
- 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Методы финансового контроля
- 15.Система органов государственного финансового контроля
- 16.Счетная палата рф и ее функция
- 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
- 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
- 20.Бюджетное устройство рф
- 21.Прниципы построения бюджетной системы
- 22.Бюджетная классификация
- 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
- Принципы бюджетного федерализма
- Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 25.Доходы федерального бюджета
- 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
- 27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования
- 28.Профицит бюджета: проблемы
- 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
- 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
- 31.Пенсионный фонд рф: его функции, источники формирования, направления использования
- 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
- 33.Фонд социального страхования рф: функции, источники формирования, направления использования
- 34.Фонд обязательного медицинского страхования: функции, источники формирования и направления использования
- 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
- 36.Государственные долг: состояние, тенденции
- 37.Совокупный национальный долг России
- 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
- 39.Долговая политика Росси на современном этапе
- 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
- 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
- 43.Формы и виды страхования
- 44.Страхование вкладов населения
- 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
- 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
- 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
- 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
- 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
- 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
- 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
- 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
- 53.Инструменты фондового рынка
- Акция как финансовый инструмент
- Выделяют также две категории акций: обычные (обыкновенные, простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
- 55.Платежный баланс рф
- 56.Международные кредитно-финансовые организации
- 57.Международные валютные отношения
- 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 59.Налоговая система рф
- 60.Налоговая политика рф