20.Бюджетное устройство рф
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п.[2] Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей
- 1.Экономическая сущность и функции финансов
- 2. Роль финансов в экономике
- 3.Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования.
- 4. Использование финансовых ресурсов:
- 5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:
- 4.Органы государственного управления финансами
- 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
- 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
- 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
- 8.Функции федерального казначейства
- 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
- 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
- 11.Типы финансовой политики
- 12.Современные проблемы финансовой политики
- 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
- 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Методы финансового контроля
- 15.Система органов государственного финансового контроля
- 16.Счетная палата рф и ее функция
- 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
- 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
- 20.Бюджетное устройство рф
- 21.Прниципы построения бюджетной системы
- 22.Бюджетная классификация
- 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
- Принципы бюджетного федерализма
- Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 25.Доходы федерального бюджета
- 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
- 27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования
- 28.Профицит бюджета: проблемы
- 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
- 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
- 31.Пенсионный фонд рф: его функции, источники формирования, направления использования
- 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
- 33.Фонд социального страхования рф: функции, источники формирования, направления использования
- 34.Фонд обязательного медицинского страхования: функции, источники формирования и направления использования
- 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
- 36.Государственные долг: состояние, тенденции
- 37.Совокупный национальный долг России
- 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
- 39.Долговая политика Росси на современном этапе
- 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
- 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
- 43.Формы и виды страхования
- 44.Страхование вкладов населения
- 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
- 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
- 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
- 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
- 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
- 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
- 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
- 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
- 53.Инструменты фондового рынка
- Акция как финансовый инструмент
- Выделяют также две категории акций: обычные (обыкновенные, простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
- 55.Платежный баланс рф
- 56.Международные кредитно-финансовые организации
- 57.Международные валютные отношения
- 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 59.Налоговая система рф
- 60.Налоговая политика рф