35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;
- обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;
- государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.
Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.
Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Экономическая сущность и функции финансов
- 2. Роль финансов в экономике
- 3.Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования.
- 4. Использование финансовых ресурсов:
- 5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:
- 4.Органы государственного управления финансами
- 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
- 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
- 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
- 8.Функции федерального казначейства
- 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
- 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
- 11.Типы финансовой политики
- 12.Современные проблемы финансовой политики
- 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
- 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Методы финансового контроля
- 15.Система органов государственного финансового контроля
- 16.Счетная палата рф и ее функция
- 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
- 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
- 20.Бюджетное устройство рф
- 21.Прниципы построения бюджетной системы
- 22.Бюджетная классификация
- 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
- Принципы бюджетного федерализма
- Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 25.Доходы федерального бюджета
- 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
- 27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования
- 28.Профицит бюджета: проблемы
- 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
- 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
- 31.Пенсионный фонд рф: его функции, источники формирования, направления использования
- 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
- 33.Фонд социального страхования рф: функции, источники формирования, направления использования
- 34.Фонд обязательного медицинского страхования: функции, источники формирования и направления использования
- 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
- 36.Государственные долг: состояние, тенденции
- 37.Совокупный национальный долг России
- 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
- 39.Долговая политика Росси на современном этапе
- 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
- 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
- 43.Формы и виды страхования
- 44.Страхование вкладов населения
- 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
- 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
- 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
- 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
- 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
- 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
- 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
- 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
- 53.Инструменты фондового рынка
- Акция как финансовый инструмент
- Выделяют также две категории акций: обычные (обыкновенные, простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
- 55.Платежный баланс рф
- 56.Международные кредитно-финансовые организации
- 57.Международные валютные отношения
- 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 59.Налоговая система рф
- 60.Налоговая политика рф