14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определённые связи между объектами классификации.
Для определения видовфинансово контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определённых признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл.1)
Таблица 1 «Основные виды финансового контроля»
| ||
Признак классификации | Виды финансового контроля |
|
Субъект контроля Объект контроля | Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др. |
|
|
|
|
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
Таблица 2. «Основные формы финансового контроля»
| ||
Признак классификации | Формы финансового контроля |
|
Время проведения контроля Направление воздействия субъекта на объект контроля Место проведения контроля Полнота охвата проверяемого материала (информации) Характер источников контроля Периодичность проведения контроля Полнота охвата проверяемых вопросов Повторяемость изучения источников контроля | Предварительный, текущий, последующий Внешний, внутренний Камеральный, выездной Сплошной, выборочный Документальный, фактический Систематический, периодический, единовременный Комплексный, тематический, встречный Первичный, повторный, дополнительный |
|
|
|
|
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.
Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.
Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.
Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).
- 1.Экономическая сущность и функции финансов
- 2. Роль финансов в экономике
- 3.Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования.
- 4. Использование финансовых ресурсов:
- 5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:
- 4.Органы государственного управления финансами
- 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
- 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
- 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
- 8.Функции федерального казначейства
- 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
- 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
- 11.Типы финансовой политики
- 12.Современные проблемы финансовой политики
- 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
- 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Методы финансового контроля
- 15.Система органов государственного финансового контроля
- 16.Счетная палата рф и ее функция
- 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
- 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
- 20.Бюджетное устройство рф
- 21.Прниципы построения бюджетной системы
- 22.Бюджетная классификация
- 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
- Принципы бюджетного федерализма
- Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 25.Доходы федерального бюджета
- 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
- 27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования
- 28.Профицит бюджета: проблемы
- 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
- 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
- 31.Пенсионный фонд рф: его функции, источники формирования, направления использования
- 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
- 33.Фонд социального страхования рф: функции, источники формирования, направления использования
- 34.Фонд обязательного медицинского страхования: функции, источники формирования и направления использования
- 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
- 36.Государственные долг: состояние, тенденции
- 37.Совокупный национальный долг России
- 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
- 39.Долговая политика Росси на современном этапе
- 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
- 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
- 43.Формы и виды страхования
- 44.Страхование вкладов населения
- 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
- 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
- 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
- 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
- 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
- 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
- 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
- 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
- 53.Инструменты фондового рынка
- Акция как финансовый инструмент
- Выделяют также две категории акций: обычные (обыкновенные, простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
- 55.Платежный баланс рф
- 56.Международные кредитно-финансовые организации
- 57.Международные валютные отношения
- 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 59.Налоговая система рф
- 60.Налоговая политика рф