logo
Шпоры финансы и кредит

22.Бюджетная классификация

Бюджетная классификация представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие груп-пы. Бюджетная классификация в целях облегчения планиро-вания, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сход-ным или характерным признакам, наиболее полно отражаю-щим процессы, происходящие в бюджетной системе.

Научный подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов должен учитывать многие факторы, оп-ределяющие формирование и использование средств, давать представление о составе и источниках формирования бюд-жетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ре-сурсов, охватывать другие процессы, происходящие в бюд-жетной системе.

Умелое использование данных, сгруппированных по эле-ментам бюджетной классификации позволит видеть реаль-ную картину движения финансовых ресурсов и активно вли-ять на ход социально-экономических процессов, происходя-щих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюд-жетной системы и сформулировать предложения на ее ре-формирование или на целенаправленное, экономичное и эф-фективное использование бюджетных ресурсов. Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджет-ных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов. Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной систе-мы это позволит использовать единые подходы к составле-нию и применению в практике всех бюджетов единых пока-зателей и форм документации по учету и отчетности.

Структура бюджетной классификации определяется Федеральным законом «О бюджетной классификации Рос-сийской Федерации», принятым в 1996 г. Этот Закон дей-ствует и в настоящее время с поправками, внесенными в него Федеральным Собранием. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию для каждого субъекта Федерации и муниципального образова-ния, основанную на единой структуре бюджетной класси-фикации Российской Федерации. При этом они вправе про-изводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федера-ции. Министерство финансов РФ может вносить изменения в бюджетную классификацию РФ, не приводящие к ее структурным изменениям. Федеральные законы, регулиру-ющие отношения, не связанные непосредственно с опреде-лением состава и структуры бюджетной классификации Рос-сийской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.

Бюджетная класси-фикация позволяет обеспечить:

– действенный учет поступления денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами тер-риториальных образований;

– целенаправленное использование сгруппированных доходов и расходов по элементам бюджетной классифика-ции;

– реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной классификации на любом уровне бюджетной сис-темы;

– своевременное регулирование бюджетного процесса в условиях изменений, происходящих в обществе, в его соци-альной и экономической сферах деятельности;

– сопоставление плановых и отчетных данных, сравне-ние и анализ соответствующих показателей с целью внесе-ния предложений по формированию, использованию или уточ-нению бюджетных ресурсов, их сосредоточению на более важных, первоочередных задачах социально-экономическо-го развития;

– определенную детализацию группировки доходов и расходов в интересах облегчения проверки и контроля бюд-жетных средств;

– сопоставление смет однородных организаций, учреж-дений и ведомств территориальных бюджетов в целях улуч-шения процесса планирования расходной части бюджета;

– определение динамики поступлений и удельного веса различных видов доходов и расходов или степени удовлетво-рения потребностей территориальных образований, ведомств и учреждений;

– создание условий для объединения бюджетов и смет в общие своды в интересах проведения статистического и эко-номического анализов с целью упрощения контроля за ис-полнением бюджетов по направлениям и статьям расходов;

– сопоставление доходов с расходами с целью определе-ния финансово-бюджетной политики в области социально-экономического развития государства или территориального образования;

– единый методологический подход к составлению и ис-полнению бюджетов в интересах сравнимости бюджетных показателей в социальной и экономической сферах деятель-ности.

В СССР в бюджетной практике использовались две клас-сификации:

– классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;

– классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

Такая классификация объяснялась особенностями в до-ходных и расходных частях местных бюджетов и порядке кассового исполнения местных бюджетов учреждениями Гос-банка СССР (по этим бюджетам в банках велись только те-кущие приходно-расходные счета).

В бюджетную классификацию Российской Федерации 1991 г. была введена новая бюджетная классификация, объединяющая в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюд-жетов всех уровней бюджетной системы. Бюджетная класси-фикация была построена на принципах применения смешан-ных видов группировок:

– расходы бюджетов планировались и учитывались по ведомствам в соответствии с их финансовыми планами и сме-тами, в которых расходы распределялись по назначениям и направлениям (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, оборона и т. д.). При этом каждое ведомство являлось распорядителем определенных ресурсов;

– для доходов ведомственные различия имели несуще-ственный фактор, поскольку ведомства не являлись распо-рядителями доходов. Поэтому к доходам применялся прин-цип предметной классификации, т. е. каждое министерство, ведомство, объединение или предприятие вносило установ-ленные ему платежи в бюджет.

В основе классификации Российской Федерации 1991 г. лежала схема: раз-дел (тип дохода и направление расхода), глава (министер-ство, ведомство), параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид дохода, вид расхода), статья (в расходах - конкретное направление бюджетных средств).

В связи с принятием новой Конституции РФ, изменени-ем государственного устройства и органов управления, с рас-ширением прав самостоятельности бюджетов всех звеньев бюджетной системы, расширением прав органов государствен-ной власти и местного самоуправления произошли и суще-ственные изменения в бюджетной классификации. Главными требованиями к бюджетной классификации 1996 г. стали: про-стота, наглядность, четкость, выделение и распределение по уровням системы источников доходов, определение на-правлений расходования бюджетных средств, подробность расшифровки подразделов классификации, обеспечение со-поставимости (в том числе международной) состава и струк-туры показателей доходной и расходной частей бюджетов, их содержания и анализа.

Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление не-обходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов ее субъектов, а также отчетов об их исполнении.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

– классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

– функциональную классификацию расходов бюджетов Россий-ской Федерации;

– экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

– классификацию источников внутреннего финансирования дефи-цитов бюджетов Российской Федерации;

– классификацию источников внешнего финансирования дефици-та федерального бюджета;

– классификацию видов государственных внутренних долгов Рос-сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муни-ципального долга;

– классификацию видов государственных внешних долгов Рос-сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

– ведомственную классификацию расходов бюджетов. Причем законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, но при этом, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.