22.Бюджетная классификация
Бюджетная классификация представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие груп-пы. Бюджетная классификация в целях облегчения планиро-вания, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сход-ным или характерным признакам, наиболее полно отражаю-щим процессы, происходящие в бюджетной системе.
Научный подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов должен учитывать многие факторы, оп-ределяющие формирование и использование средств, давать представление о составе и источниках формирования бюд-жетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ре-сурсов, охватывать другие процессы, происходящие в бюд-жетной системе.
Умелое использование данных, сгруппированных по эле-ментам бюджетной классификации позволит видеть реаль-ную картину движения финансовых ресурсов и активно вли-ять на ход социально-экономических процессов, происходя-щих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюд-жетной системы и сформулировать предложения на ее ре-формирование или на целенаправленное, экономичное и эф-фективное использование бюджетных ресурсов. Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджет-ных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов. Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной систе-мы это позволит использовать единые подходы к составле-нию и применению в практике всех бюджетов единых пока-зателей и форм документации по учету и отчетности.
Структура бюджетной классификации определяется Федеральным законом «О бюджетной классификации Рос-сийской Федерации», принятым в 1996 г. Этот Закон дей-ствует и в настоящее время с поправками, внесенными в него Федеральным Собранием. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию для каждого субъекта Федерации и муниципального образова-ния, основанную на единой структуре бюджетной класси-фикации Российской Федерации. При этом они вправе про-изводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федера-ции. Министерство финансов РФ может вносить изменения в бюджетную классификацию РФ, не приводящие к ее структурным изменениям. Федеральные законы, регулиру-ющие отношения, не связанные непосредственно с опреде-лением состава и структуры бюджетной классификации Рос-сийской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Бюджетная класси-фикация позволяет обеспечить:
– действенный учет поступления денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами тер-риториальных образований;
– целенаправленное использование сгруппированных доходов и расходов по элементам бюджетной классифика-ции;
– реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной классификации на любом уровне бюджетной сис-темы;
– своевременное регулирование бюджетного процесса в условиях изменений, происходящих в обществе, в его соци-альной и экономической сферах деятельности;
– сопоставление плановых и отчетных данных, сравне-ние и анализ соответствующих показателей с целью внесе-ния предложений по формированию, использованию или уточ-нению бюджетных ресурсов, их сосредоточению на более важных, первоочередных задачах социально-экономическо-го развития;
– определенную детализацию группировки доходов и расходов в интересах облегчения проверки и контроля бюд-жетных средств;
– сопоставление смет однородных организаций, учреж-дений и ведомств территориальных бюджетов в целях улуч-шения процесса планирования расходной части бюджета;
– определение динамики поступлений и удельного веса различных видов доходов и расходов или степени удовлетво-рения потребностей территориальных образований, ведомств и учреждений;
– создание условий для объединения бюджетов и смет в общие своды в интересах проведения статистического и эко-номического анализов с целью упрощения контроля за ис-полнением бюджетов по направлениям и статьям расходов;
– сопоставление доходов с расходами с целью определе-ния финансово-бюджетной политики в области социально-экономического развития государства или территориального образования;
– единый методологический подход к составлению и ис-полнению бюджетов в интересах сравнимости бюджетных показателей в социальной и экономической сферах деятель-ности.
В СССР в бюджетной практике использовались две клас-сификации:
– классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;
– классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Такая классификация объяснялась особенностями в до-ходных и расходных частях местных бюджетов и порядке кассового исполнения местных бюджетов учреждениями Гос-банка СССР (по этим бюджетам в банках велись только те-кущие приходно-расходные счета).
В бюджетную классификацию Российской Федерации 1991 г. была введена новая бюджетная классификация, объединяющая в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюд-жетов всех уровней бюджетной системы. Бюджетная класси-фикация была построена на принципах применения смешан-ных видов группировок:
– расходы бюджетов планировались и учитывались по ведомствам в соответствии с их финансовыми планами и сме-тами, в которых расходы распределялись по назначениям и направлениям (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, оборона и т. д.). При этом каждое ведомство являлось распорядителем определенных ресурсов;
– для доходов ведомственные различия имели несуще-ственный фактор, поскольку ведомства не являлись распо-рядителями доходов. Поэтому к доходам применялся прин-цип предметной классификации, т. е. каждое министерство, ведомство, объединение или предприятие вносило установ-ленные ему платежи в бюджет.
В основе классификации Российской Федерации 1991 г. лежала схема: раз-дел (тип дохода и направление расхода), глава (министер-ство, ведомство), параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид дохода, вид расхода), статья (в расходах - конкретное направление бюджетных средств).
В связи с принятием новой Конституции РФ, изменени-ем государственного устройства и органов управления, с рас-ширением прав самостоятельности бюджетов всех звеньев бюджетной системы, расширением прав органов государствен-ной власти и местного самоуправления произошли и суще-ственные изменения в бюджетной классификации. Главными требованиями к бюджетной классификации 1996 г. стали: про-стота, наглядность, четкость, выделение и распределение по уровням системы источников доходов, определение на-правлений расходования бюджетных средств, подробность расшифровки подразделов классификации, обеспечение со-поставимости (в том числе международной) состава и струк-туры показателей доходной и расходной частей бюджетов, их содержания и анализа.
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление не-обходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов ее субъектов, а также отчетов об их исполнении.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
– классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
– функциональную классификацию расходов бюджетов Россий-ской Федерации;
– экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
– классификацию источников внутреннего финансирования дефи-цитов бюджетов Российской Федерации;
– классификацию источников внешнего финансирования дефици-та федерального бюджета;
– классификацию видов государственных внутренних долгов Рос-сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муни-ципального долга;
– классификацию видов государственных внешних долгов Рос-сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;
– ведомственную классификацию расходов бюджетов. Причем законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, но при этом, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
- 1.Экономическая сущность и функции финансов
- 2. Роль финансов в экономике
- 3.Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования.
- 4. Использование финансовых ресурсов:
- 5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:
- 4.Органы государственного управления финансами
- 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
- 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
- 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
- 8.Функции федерального казначейства
- 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
- 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
- 11.Типы финансовой политики
- 12.Современные проблемы финансовой политики
- 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
- 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Методы финансового контроля
- 15.Система органов государственного финансового контроля
- 16.Счетная палата рф и ее функция
- 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
- 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
- 20.Бюджетное устройство рф
- 21.Прниципы построения бюджетной системы
- 22.Бюджетная классификация
- 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
- Принципы бюджетного федерализма
- Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 25.Доходы федерального бюджета
- 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
- 27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования
- 28.Профицит бюджета: проблемы
- 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
- 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
- 31.Пенсионный фонд рф: его функции, источники формирования, направления использования
- 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
- 33.Фонд социального страхования рф: функции, источники формирования, направления использования
- 34.Фонд обязательного медицинского страхования: функции, источники формирования и направления использования
- 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
- 36.Государственные долг: состояние, тенденции
- 37.Совокупный национальный долг России
- 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
- 39.Долговая политика Росси на современном этапе
- 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
- 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
- 43.Формы и виды страхования
- 44.Страхование вкладов населения
- 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
- 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
- 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
- 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
- 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
- 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
- 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
- 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
- 53.Инструменты фондового рынка
- Акция как финансовый инструмент
- Выделяют также две категории акций: обычные (обыкновенные, простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
- 55.Платежный баланс рф
- 56.Международные кредитно-финансовые организации
- 57.Международные валютные отношения
- 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 59.Налоговая система рф
- 60.Налоговая политика рф