23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
Межбюджетные отношения между различными уровнями бюджетной системы реализуются через различные формы финансовой помощи из феде-рального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам. Основными формами финансовой помощи являются следующие. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету иного уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Это самая простая форма финансовой помощи используется, как правило, для сбалансирования бюджетов регионального и местного и на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Минимальная бюджетная обеспеченность определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты (потребительскую корзину, оплату труда, пенсий, стипендий и т.д.). В то же время дотации самая несовершенная из существующих форм межбюджетных отношений, так как подчас порождает иждивенчество. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету иного уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления каких либо целевых расходов. Другими словами - это целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий, таких как капитальные расходы, расходов по федеральным целевым расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней (США, Англия).
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету иного уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого целевого финансирования. Бюджетные кредиты - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетные ссуды - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового го-да. Трансферты - бюджетных средств для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся). В эти фонды направляется до 15% всех налоговых поступлений и сборов, кроме таможенных пошлин. Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал, который определяется как отношение суммы поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов к количеству жителей региона.
Трансферты могут иметь строгий контроль за целевым использованием средств. Они получили название связанных трансфертов. Использование трансфертов не исключает использование других видов бюджетной поддержки (например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но, тем не менее, получает субвенции). В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия.
- 1.Экономическая сущность и функции финансов
- 2. Роль финансов в экономике
- 3.Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования.
- 4. Использование финансовых ресурсов:
- 5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:
- 4.Органы государственного управления финансами
- 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
- 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
- 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
- 8.Функции федерального казначейства
- 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
- 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
- 11.Типы финансовой политики
- 12.Современные проблемы финансовой политики
- 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
- 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Методы финансового контроля
- 15.Система органов государственного финансового контроля
- 16.Счетная палата рф и ее функция
- 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
- 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
- 20.Бюджетное устройство рф
- 21.Прниципы построения бюджетной системы
- 22.Бюджетная классификация
- 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
- Принципы бюджетного федерализма
- Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 25.Доходы федерального бюджета
- 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
- 27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования
- 28.Профицит бюджета: проблемы
- 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
- 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
- 31.Пенсионный фонд рф: его функции, источники формирования, направления использования
- 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
- 33.Фонд социального страхования рф: функции, источники формирования, направления использования
- 34.Фонд обязательного медицинского страхования: функции, источники формирования и направления использования
- 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
- 36.Государственные долг: состояние, тенденции
- 37.Совокупный национальный долг России
- 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
- 39.Долговая политика Росси на современном этапе
- 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
- 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
- 43.Формы и виды страхования
- 44.Страхование вкладов населения
- 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
- 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
- 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
- 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
- 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
- 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
- 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
- 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
- 53.Инструменты фондового рынка
- Акция как финансовый инструмент
- Выделяют также две категории акций: обычные (обыкновенные, простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
- 55.Платежный баланс рф
- 56.Международные кредитно-финансовые организации
- 57.Международные валютные отношения
- 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 59.Налоговая система рф
- 60.Налоговая политика рф