logo
Шпоры финансы и кредит

27.Сотношение доходов и расходов бюджета: дефицит, источники его финансирования

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы -- понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций.

По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся:

* предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

* заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;

* доходы лиц, работающих не по найму;

* рента собственников земли;

* ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:

* доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);

* доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности',

* доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями',

* средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

* доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,

* иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, например:

* в зависимости от государственного устройства страны различают: а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов; б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;

в зависимости от государственного устройства страны различают: а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов; б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;

* в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие;

* по источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;

* в зависимости от гражданства субъектов налогообложения - уплачиваемые резидентами или нерезидентами; по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода;

* по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины, фискальные монополии).

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства.

В Российской Федерации это предполагает бюджетное финансирование затрат на:

* государственное управление и местное самоуправление;

* судебную власть;

* международную деятельность;

* национальную оборону;

* правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

* промышленность, энергетику и строительство;

* сельское хозяйство и рыболовство;

* охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

* развитие рыночной инфраструктуры;

* жилищно-коммунальное хозяйство;

* предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

* образование;

* культуру, искусство и кинематографию;

* средства массовой информации;

* здравоохранение и физическую культуру;

* социальную политику;

* обслуживание государственного долга;

* пополнение государственных запасов и резервов;

* финансовую помощь бюджетам других уровней;

* утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;

* мобилизационную подготовку экономики;

* формирование целевых бюджетных фондов;

* прочие расходы.

Дефицит бюджета и источники финансирования

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:

* долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

* стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

* текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета -- категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

* кризисные явления в экономике;

* неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

* чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

* милитаризация экономики в мирное время;

* осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

* чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

* бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

* для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

* дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства, Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции (неоклассического направления), высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

* хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

* для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы -- эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

* повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих антициклическую, стабилизационную направленность. В условиях спада производства и высокой застойной безработице доходы хозяйствующих субъектов падают, что ведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинированное сочетание указанных мер. Однако следствием всех этих мероприятий, как правило, становится еще большее сокращение совокупного спроса.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

внутренние источники следующих видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ: кредиты, полученные от кредитных организаций;

внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета

могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

* за счет увеличения его доходной базы;

* на базе реструктуризации расходной части бюджета;

* путем совершенствования бюджетных процедур.