15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.
Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими1. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.
Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот1 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.
Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.
Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации2);
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.
Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.
Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.
Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.
- Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.
- Денежная масса и денежные агрегаты, содержание и назначение
- Наличный денежный оборот и его организация в рф
- Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов
- Основные формы безналичных расчетов
- Эмиссия безналичных денег и механизм банковского мультипликатора
- Особенности эмиссии наличных денег и ее организации в рф
- 8. Сущность, элементы и типы денежных систем. Особенности организации денежной системы России.
- 9. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике
- 10. Управление финансами: необходимость, содержание и направления совершенствования
- 11. Финансовый контроль в рф. Понятие, виды, методы, формы и проблемы его совершенствования.
- 12. Финансовая система рф: понятие и структура. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
- 13. Финансовая политика рф, ее содержание и задачи
- 14. Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики
- 15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
- 16. Федеральный бюджет рф: классификация доходов и расходов.
- 17. Методы финансирования бюджетного дефицита и основные направления использования бюджетного профицита.
- 18. Бюджетное устройство и бюджетная система в рф, их понятие и методы бюджетного регулирования.
- 19. Бюджетный процесс в рф: понятие, стадии и их содержание.
- 20. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в рф.
- 21. Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов России.
- 22. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе
- 23. Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
- 24. Формирование и использование бюджета Пенсионного фонда рф. Пути его дальнейшего совершенствования.
- 25. Доходы и расходы фонда социального страхования, их формирования и направления использования.
- 26. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их доходы и расходы.
- 27. Необходимость кредита, его сущность и функции. Формы и виды кредита.
- 28. Ссудный процент и его экономическая роль. Факторы, влияющие на ссудный процент.
- 29. Банковская система рф.
- 30. Задачи и функции коммерческих банков и других кредитных организаций. Управление коммерческим банком.
- 31. Банковские ресурсы и их структура. Пассивные и активные операции.
- 32. Банковское кредитование, виды банковских кредитов.
- 33. Комиссионные операции коммерческих банков
- 34. Функции и операции Центрального банка России. Денежно-кредитная политика цбр
- 35. Финансовые рынки и предпосылки их формирования. Виды финансовых рынков, их общие черты и отличительные особенности.
- 36. Понятие рынка ценных бумаг, его функции, задачи и участники. Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке
- 37. Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них.
- 38. Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов.
- 39. Структура рынка ценных бумаг. Первичный, вторичный биржевой и внебиржевой рынки.
- 40. Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
- 41. Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
- 42. Облигации, их разновидности, классификация облигаций.
- 43. Фондовая биржа, ее назначение и роль в обороте ценных бумаг.
- 44. Налоги, их значение, экономическая сущность и функции. Классификация налогов в рф.
- 45. Налоговая система, ее понятие, виды налогов и пути совершенствования
- 46. Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
- 47. Прямые и косвенные налоги, их виды и характеристика.
- 48. Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования.
- 49. Виды финансовых планов, их характеристика.
- 50. Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.
- 51. Основные средства организации: понятие, оценка, расчет и показатели их использования.
- 52. Амортизация основных средств: понятие, способы начисления. Моральный и физический износ
- 53. Состав и структура нематериальных активов, их амортизация.
- 54. Понятие оборотных средств и их классификация. Источники формирования и пополнения оборотных средств.
- 55. Значение и способы нормирования оборотных средств на предприятии. Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 56. Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.
- 57. Затраты и себестоимость на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости.
- 58. Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.
- 59. Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
- 60. Финансовое состояние организации: сущность и показатели.
- 61. Финансы коммерческих организаций, источники, виды формирования финансовых ресурсов и направления их использования. Особенности управления финансами коммерческих организаций.
- 62. Особенности финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: источники образования финансовых ресурсов и направления их использования.
- 63. Смета расходов и доходов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, ее состав, содержание, порядок разработки, утверждения и использования.
- 64. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности
- 65. Кредиторская и дебиторская задолженность: понятие, состав и анализ.
- 66. Маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности, их определение и роль в финансовом управлении.
- 67. Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
- 68. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки.
- 69. Понятие неплатежеспособности (банкротство) предприятия. Основные критерии ее установления. Пути и методы финансового оздоровления (санации) предприятий.
- 70. Операционный и финансовый рычаг: понятие и определение эффекта рычагов.
- 71. Денежные потоки организации: понятие, виды и методы формирования денежных потоков.
- 72. Финансовый менеджмент, его сущность, предмет, метод и цели. Основные задачи финансового менеджера на предприятии.
- 73. Финансовые инструменты, финансовые активы и финансовые обязательства, их понятия, виды и характеристика
- 74. Финансовые риски, их виды и методы оценки. Система управления финансовыми рисками.
- 75. Методы оценки финансовых активов, их характеристика.
- 76. Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.
- 77. Цена капитала, методы его оценки и структура капитала. Рыночная стоимость предприятия.
- 78. Дивидендная политика организации: содержание, формы и порядок выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.
- 79. Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 80.Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 81.Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.
- 82.Методы финансового анализа и их характеристика.
- 83. Анализ и оценка состава, структуры и динамики активов организации и источников их формирования.
- 84. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
- 85. Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
- 86. Временная стоимость денег и основы оценки активов: понятие и критерии оценки.
- 87. Классификация инвестиций, их сравнительная характеристика
- 88. Реальные и финансовые инвестиции, их сравнительная характеристика.
- 89. Портфель ценных бумаг, его понятие, цели формирования и классификация инвестиционных портфелей.
- 90. Управление портфелем ценных бумаг. Риск и доходность портфеля. Модели оптимального портфеля инвестиций.
- 91. Инвестиционные стратегии организации: понятие, факторы и этапы формирования.
- 92. Иностранные инвестиции: понятие, роль и место их в экономике России.
- 93. Инновационные инвестиции: понятие, классификация, виды и основные формы государственной поддержки.
- 94. Инвестиционные проекты, их понятие, классификация, последовательность (фазы) осуществления.
- 95. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 96. Портфель реальных инвестиционных проектов: формирование портфеля капитальных вложений и оперативное управление проектом.
- 97. Сущность, функции, значение и виды страхования.
- 1. Договоры имущественного страхования:
- 2. Договоры личного страхования:
- 98. Основные принципы организации страхового дела. Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 99. Страхование и перестрахование, их сущность и виды договоров перестрахования.
- 100. Лизинг и его понятие. Виды лизинга и области их применения. Значение лизинга в воспроизводстве основных фондов.
- 101. Основы валютных отношений и валютных систем.
- 102. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития
- 103. Общая характеристика валютного рынка: понятие, функции, участники, структура, основные операции и тенденции развития
- 104. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
- 105. Платежный баланс страны, его структура и общая характеристика. Состояние платежного баланса рф в настоящее время.