49. Виды финансовых планов, их характеристика.
Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ.
Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации.
При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.
Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.
В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.
Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.
Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей (табл. 4.3). Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.
Таблица 4.3
Состав статей сводного бюджета коммерческой организации | |
Доходы | Расходы |
|
Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами) |
Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.
Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:
повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.
Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.
Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.
Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:
тарифная сетка и справочник тарификационно-квалифика-ционных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) — при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;
ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), — при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;
материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, — при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;
положения договоров с ресурсоснабжающими организациями — при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
фактический объем расходов в текущем году — при планировании хозяйственных расходов.
В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год.
Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.
Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.
- Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.
- Денежная масса и денежные агрегаты, содержание и назначение
- Наличный денежный оборот и его организация в рф
- Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов
- Основные формы безналичных расчетов
- Эмиссия безналичных денег и механизм банковского мультипликатора
- Особенности эмиссии наличных денег и ее организации в рф
- 8. Сущность, элементы и типы денежных систем. Особенности организации денежной системы России.
- 9. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике
- 10. Управление финансами: необходимость, содержание и направления совершенствования
- 11. Финансовый контроль в рф. Понятие, виды, методы, формы и проблемы его совершенствования.
- 12. Финансовая система рф: понятие и структура. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
- 13. Финансовая политика рф, ее содержание и задачи
- 14. Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики
- 15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
- 16. Федеральный бюджет рф: классификация доходов и расходов.
- 17. Методы финансирования бюджетного дефицита и основные направления использования бюджетного профицита.
- 18. Бюджетное устройство и бюджетная система в рф, их понятие и методы бюджетного регулирования.
- 19. Бюджетный процесс в рф: понятие, стадии и их содержание.
- 20. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в рф.
- 21. Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов России.
- 22. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе
- 23. Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
- 24. Формирование и использование бюджета Пенсионного фонда рф. Пути его дальнейшего совершенствования.
- 25. Доходы и расходы фонда социального страхования, их формирования и направления использования.
- 26. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их доходы и расходы.
- 27. Необходимость кредита, его сущность и функции. Формы и виды кредита.
- 28. Ссудный процент и его экономическая роль. Факторы, влияющие на ссудный процент.
- 29. Банковская система рф.
- 30. Задачи и функции коммерческих банков и других кредитных организаций. Управление коммерческим банком.
- 31. Банковские ресурсы и их структура. Пассивные и активные операции.
- 32. Банковское кредитование, виды банковских кредитов.
- 33. Комиссионные операции коммерческих банков
- 34. Функции и операции Центрального банка России. Денежно-кредитная политика цбр
- 35. Финансовые рынки и предпосылки их формирования. Виды финансовых рынков, их общие черты и отличительные особенности.
- 36. Понятие рынка ценных бумаг, его функции, задачи и участники. Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке
- 37. Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них.
- 38. Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов.
- 39. Структура рынка ценных бумаг. Первичный, вторичный биржевой и внебиржевой рынки.
- 40. Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
- 41. Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
- 42. Облигации, их разновидности, классификация облигаций.
- 43. Фондовая биржа, ее назначение и роль в обороте ценных бумаг.
- 44. Налоги, их значение, экономическая сущность и функции. Классификация налогов в рф.
- 45. Налоговая система, ее понятие, виды налогов и пути совершенствования
- 46. Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
- 47. Прямые и косвенные налоги, их виды и характеристика.
- 48. Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования.
- 49. Виды финансовых планов, их характеристика.
- 50. Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.
- 51. Основные средства организации: понятие, оценка, расчет и показатели их использования.
- 52. Амортизация основных средств: понятие, способы начисления. Моральный и физический износ
- 53. Состав и структура нематериальных активов, их амортизация.
- 54. Понятие оборотных средств и их классификация. Источники формирования и пополнения оборотных средств.
- 55. Значение и способы нормирования оборотных средств на предприятии. Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 56. Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.
- 57. Затраты и себестоимость на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости.
- 58. Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.
- 59. Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
- 60. Финансовое состояние организации: сущность и показатели.
- 61. Финансы коммерческих организаций, источники, виды формирования финансовых ресурсов и направления их использования. Особенности управления финансами коммерческих организаций.
- 62. Особенности финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: источники образования финансовых ресурсов и направления их использования.
- 63. Смета расходов и доходов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, ее состав, содержание, порядок разработки, утверждения и использования.
- 64. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности
- 65. Кредиторская и дебиторская задолженность: понятие, состав и анализ.
- 66. Маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности, их определение и роль в финансовом управлении.
- 67. Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
- 68. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки.
- 69. Понятие неплатежеспособности (банкротство) предприятия. Основные критерии ее установления. Пути и методы финансового оздоровления (санации) предприятий.
- 70. Операционный и финансовый рычаг: понятие и определение эффекта рычагов.
- 71. Денежные потоки организации: понятие, виды и методы формирования денежных потоков.
- 72. Финансовый менеджмент, его сущность, предмет, метод и цели. Основные задачи финансового менеджера на предприятии.
- 73. Финансовые инструменты, финансовые активы и финансовые обязательства, их понятия, виды и характеристика
- 74. Финансовые риски, их виды и методы оценки. Система управления финансовыми рисками.
- 75. Методы оценки финансовых активов, их характеристика.
- 76. Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.
- 77. Цена капитала, методы его оценки и структура капитала. Рыночная стоимость предприятия.
- 78. Дивидендная политика организации: содержание, формы и порядок выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.
- 79. Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 80.Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 81.Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.
- 82.Методы финансового анализа и их характеристика.
- 83. Анализ и оценка состава, структуры и динамики активов организации и источников их формирования.
- 84. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
- 85. Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
- 86. Временная стоимость денег и основы оценки активов: понятие и критерии оценки.
- 87. Классификация инвестиций, их сравнительная характеристика
- 88. Реальные и финансовые инвестиции, их сравнительная характеристика.
- 89. Портфель ценных бумаг, его понятие, цели формирования и классификация инвестиционных портфелей.
- 90. Управление портфелем ценных бумаг. Риск и доходность портфеля. Модели оптимального портфеля инвестиций.
- 91. Инвестиционные стратегии организации: понятие, факторы и этапы формирования.
- 92. Иностранные инвестиции: понятие, роль и место их в экономике России.
- 93. Инновационные инвестиции: понятие, классификация, виды и основные формы государственной поддержки.
- 94. Инвестиционные проекты, их понятие, классификация, последовательность (фазы) осуществления.
- 95. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 96. Портфель реальных инвестиционных проектов: формирование портфеля капитальных вложений и оперативное управление проектом.
- 97. Сущность, функции, значение и виды страхования.
- 1. Договоры имущественного страхования:
- 2. Договоры личного страхования:
- 98. Основные принципы организации страхового дела. Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 99. Страхование и перестрахование, их сущность и виды договоров перестрахования.
- 100. Лизинг и его понятие. Виды лизинга и области их применения. Значение лизинга в воспроизводстве основных фондов.
- 101. Основы валютных отношений и валютных систем.
- 102. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития
- 103. Общая характеристика валютного рынка: понятие, функции, участники, структура, основные операции и тенденции развития
- 104. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
- 105. Платежный баланс страны, его структура и общая характеристика. Состояние платежного баланса рф в настоящее время.