64. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.26)
Таблица 26
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | |||||
объем реализации | структура товарной продукции | цена | себестоимость | |||||
План | План | План | План | План |
| |||
Усл1 | Факт | План | План | План |
| |||
Усл2 | Факт | Факт | План | План |
| |||
Усл3 | Факт | Факт | Факт | План |
| |||
Факт | Факт | Факт | Факт | Факт |
|
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
структуры товарной продукции
средних цен реализации
себестоимости реализуемой продукции
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
или
Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
.
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде
.
- Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.
- Денежная масса и денежные агрегаты, содержание и назначение
- Наличный денежный оборот и его организация в рф
- Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов
- Основные формы безналичных расчетов
- Эмиссия безналичных денег и механизм банковского мультипликатора
- Особенности эмиссии наличных денег и ее организации в рф
- 8. Сущность, элементы и типы денежных систем. Особенности организации денежной системы России.
- 9. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике
- 10. Управление финансами: необходимость, содержание и направления совершенствования
- 11. Финансовый контроль в рф. Понятие, виды, методы, формы и проблемы его совершенствования.
- 12. Финансовая система рф: понятие и структура. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
- 13. Финансовая политика рф, ее содержание и задачи
- 14. Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики
- 15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
- 16. Федеральный бюджет рф: классификация доходов и расходов.
- 17. Методы финансирования бюджетного дефицита и основные направления использования бюджетного профицита.
- 18. Бюджетное устройство и бюджетная система в рф, их понятие и методы бюджетного регулирования.
- 19. Бюджетный процесс в рф: понятие, стадии и их содержание.
- 20. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в рф.
- 21. Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов России.
- 22. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе
- 23. Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
- 24. Формирование и использование бюджета Пенсионного фонда рф. Пути его дальнейшего совершенствования.
- 25. Доходы и расходы фонда социального страхования, их формирования и направления использования.
- 26. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их доходы и расходы.
- 27. Необходимость кредита, его сущность и функции. Формы и виды кредита.
- 28. Ссудный процент и его экономическая роль. Факторы, влияющие на ссудный процент.
- 29. Банковская система рф.
- 30. Задачи и функции коммерческих банков и других кредитных организаций. Управление коммерческим банком.
- 31. Банковские ресурсы и их структура. Пассивные и активные операции.
- 32. Банковское кредитование, виды банковских кредитов.
- 33. Комиссионные операции коммерческих банков
- 34. Функции и операции Центрального банка России. Денежно-кредитная политика цбр
- 35. Финансовые рынки и предпосылки их формирования. Виды финансовых рынков, их общие черты и отличительные особенности.
- 36. Понятие рынка ценных бумаг, его функции, задачи и участники. Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке
- 37. Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них.
- 38. Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов.
- 39. Структура рынка ценных бумаг. Первичный, вторичный биржевой и внебиржевой рынки.
- 40. Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
- 41. Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
- 42. Облигации, их разновидности, классификация облигаций.
- 43. Фондовая биржа, ее назначение и роль в обороте ценных бумаг.
- 44. Налоги, их значение, экономическая сущность и функции. Классификация налогов в рф.
- 45. Налоговая система, ее понятие, виды налогов и пути совершенствования
- 46. Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
- 47. Прямые и косвенные налоги, их виды и характеристика.
- 48. Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования.
- 49. Виды финансовых планов, их характеристика.
- 50. Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.
- 51. Основные средства организации: понятие, оценка, расчет и показатели их использования.
- 52. Амортизация основных средств: понятие, способы начисления. Моральный и физический износ
- 53. Состав и структура нематериальных активов, их амортизация.
- 54. Понятие оборотных средств и их классификация. Источники формирования и пополнения оборотных средств.
- 55. Значение и способы нормирования оборотных средств на предприятии. Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 56. Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.
- 57. Затраты и себестоимость на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости.
- 58. Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.
- 59. Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
- 60. Финансовое состояние организации: сущность и показатели.
- 61. Финансы коммерческих организаций, источники, виды формирования финансовых ресурсов и направления их использования. Особенности управления финансами коммерческих организаций.
- 62. Особенности финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: источники образования финансовых ресурсов и направления их использования.
- 63. Смета расходов и доходов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, ее состав, содержание, порядок разработки, утверждения и использования.
- 64. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности
- 65. Кредиторская и дебиторская задолженность: понятие, состав и анализ.
- 66. Маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности, их определение и роль в финансовом управлении.
- 67. Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
- 68. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки.
- 69. Понятие неплатежеспособности (банкротство) предприятия. Основные критерии ее установления. Пути и методы финансового оздоровления (санации) предприятий.
- 70. Операционный и финансовый рычаг: понятие и определение эффекта рычагов.
- 71. Денежные потоки организации: понятие, виды и методы формирования денежных потоков.
- 72. Финансовый менеджмент, его сущность, предмет, метод и цели. Основные задачи финансового менеджера на предприятии.
- 73. Финансовые инструменты, финансовые активы и финансовые обязательства, их понятия, виды и характеристика
- 74. Финансовые риски, их виды и методы оценки. Система управления финансовыми рисками.
- 75. Методы оценки финансовых активов, их характеристика.
- 76. Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.
- 77. Цена капитала, методы его оценки и структура капитала. Рыночная стоимость предприятия.
- 78. Дивидендная политика организации: содержание, формы и порядок выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.
- 79. Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 80.Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 81.Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.
- 82.Методы финансового анализа и их характеристика.
- 83. Анализ и оценка состава, структуры и динамики активов организации и источников их формирования.
- 84. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
- 85. Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
- 86. Временная стоимость денег и основы оценки активов: понятие и критерии оценки.
- 87. Классификация инвестиций, их сравнительная характеристика
- 88. Реальные и финансовые инвестиции, их сравнительная характеристика.
- 89. Портфель ценных бумаг, его понятие, цели формирования и классификация инвестиционных портфелей.
- 90. Управление портфелем ценных бумаг. Риск и доходность портфеля. Модели оптимального портфеля инвестиций.
- 91. Инвестиционные стратегии организации: понятие, факторы и этапы формирования.
- 92. Иностранные инвестиции: понятие, роль и место их в экономике России.
- 93. Инновационные инвестиции: понятие, классификация, виды и основные формы государственной поддержки.
- 94. Инвестиционные проекты, их понятие, классификация, последовательность (фазы) осуществления.
- 95. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 96. Портфель реальных инвестиционных проектов: формирование портфеля капитальных вложений и оперативное управление проектом.
- 97. Сущность, функции, значение и виды страхования.
- 1. Договоры имущественного страхования:
- 2. Договоры личного страхования:
- 98. Основные принципы организации страхового дела. Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 99. Страхование и перестрахование, их сущность и виды договоров перестрахования.
- 100. Лизинг и его понятие. Виды лизинга и области их применения. Значение лизинга в воспроизводстве основных фондов.
- 101. Основы валютных отношений и валютных систем.
- 102. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития
- 103. Общая характеристика валютного рынка: понятие, функции, участники, структура, основные операции и тенденции развития
- 104. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
- 105. Платежный баланс страны, его структура и общая характеристика. Состояние платежного баланса рф в настоящее время.