logo
ГОСЫ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

56. Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.

Выручка от продажи — стоимость проданной продукции, оказанных услуг, выполненных работ с налогом на добавленную стоимость, акцизами и другими надбавками.

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются де­нежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную покупателю продукцию. Выручка является основным регулярным источ­ником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступ­лений средств. Именно реализацией продукции и поступлением выручки заканчивается процесс кругооборота средств предприятия, что озна­чает восстановление затраченных на производство финансовых ресурсов и создание условий для возобновления кругооборота средств.

Выручка поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, запчастей, топлива, энергии. Из выручки происходит отчисление во внебюджетные фонды, налогов в бюджет, выплата заработной платы, возмещается износ основных фондов, финансируются расходы предусмот­ренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость. Вместе с тем, выручка в строгом смысле не является доходом, так как из нее необходимо возместить затраты.

Предприятия экспортирующие продукцию, получают валютную выруч­ку, для зачисления которой ему в уполномоченном банке открываются два счета: транзитный - для зачисления в полном объеме поступлений и, текущий валютный счет - для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи государству валютной выручки. С текущего счета средства могут использоваться на любые цели: закупку сырья и оборудования у нерезидентов, оплату командировок за рубеж, направ­ляться в качестве вклада в уставный капитал других предприятий, на оплату обучения и стажировок за рубежом.

Напомним, что существуют два метода отражения выручки от реализации:

1) по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов - метод начислений. Здесь образованием выручки считается дата отгрузки т.е. в этом случае поступление средств не является фактом определения выручки. В основе данного метода лежит юридический принцип перехода права собственности на товар. Однако, в случае несвоевременной оплаты продукции, несостоятельности покупателя или банка предприятие может иметь проблемы: неплатежи по налогам, срыв контрактов, возникновение цепочки неплатежей. Для сглаживания воз­можных негативных последствий предприятию представлено право об­разования резерва по сомнительным долгам, который является допполнительным источ­ником финансирования текущих обязательств. Этот метод широко применяется в развитых странах, где наличие развитых финансовых рынков мини­мизирует риск. Рекомендации использовать этот метод в России связаны о переходом на международные стандарты учета и статистики, хотя практика зачастую не позволяет этого сделать. Если в розничной торговле опе­рации по продаже товара завершаются поступлением денег в кассу пред­приятия или на банковский счет по чеку, в мелкооптовой торговле - через авансовые (плановые) платежи, а при случайных поставках может производится предварительная оплата товара, то наибольшая часть опе­раций завершается в момент отгрузки. Инкассация выручки обеспечивается выдачей векселя, аккредитива, платежного поручения банку плательщика или через факторинговые операции

В российской практике распространение подучил метод отражения выручки по мере оплаты - кассовый метод. Моментом образования вы­ручки считается дата поступления средств на счета. Подобный метод лишен недостатков предыдущего. Вместе о тем, в случае авансовых платежей общий размер средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили, а продукция может быть не отгружена или даже еще не про­изведена.

В настоящее время предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.

Факторы, влияющие на величину выручки: А. Зависящие от деятельности предприятия: 1. В сфере производства: объем продаж, структура производства, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и т.д. 2. В сфере обращения: уровень цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчета. Б. Независящие от деятельности предприятия: 1. Нарушение договорных обязательств контрагентами, 2. Перебои в работе транспорта, 3. Несвоевременная оплата продукции.