59. Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
Согласно определению отечественных авторов, показатели рентабельности – показатели обобщенной характеристики эффективности работы предприятия в целом, показывающие, насколько прибыльна деятельность организации.
Большинство предприятий для оценки эффективности свое деятельности используют показатель рентабельности реализованной продукции. Он исчисляется по формуле:
Рентабельность продукции = Прибыль от реализации продукции / Себестоимость реализованной продукции
Рентабельность продукции определяет эффективность реализации продукции на 1 рубль проданной продукции. Другими словами показывается количество средств, оставшееся у предприятия после покрытия себестоимости продукции. Еще один важный показатель основной деятельности предприятия - рентабельность активов. Он считается по формуле:
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость активов
Данный показатель является ключевым показателем эффективности деятельности предприятия. Следующий важный показатель деятельности предприятия – рентабельность внеооборотных активов. Он определяет тот возврат, который генерируется фондами, используемыми в хозяйственной деятельности. Через него проявляется взаимосвязь баланса и отчета о прибылях и убытках. Он исчисляется по следующей формуле:
Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов
Для комплексной оценки эффективности использования оборотных средств учитывается показатель рентабельности текущих активов по чистой прибыли:
Рентабельность текущих активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость текущих активов
Следующий показатель эффективности деятельности предприятия - рентабельность собственного капитала, который отражает эффективность использования собственных источников финансирования. Формула расчета имеет вид:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала
Таким образом, данный показатель характеризует, сколько приходится суммы чистой прибыли на 1 рубль собственного капитала предприятия. Рентабельность продаж исчисляется по формуле:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка
Данный показатель характеризует, сколько приходится суммы прибыли от продажи на 1 рубль выручки предприятия.
Одним из наиболее важных факторов является полученная выручка компании при реализации товаров и услуг. Очевидно, что данный показатель имеет некоторые границы, так как ни одна компания не может бесконечно увеличивать объем реализованных товаров или услуг на рынке. Также основными факторами, которые влияют на рентабельность компании, являются затраты, связанные с деятельностью предприятия. К данным расходам можно отнести затраты на материалы, производственное оборудование, зарплату персонала и т.д. Одним из факторов, регулирующих рентабельность предприятия, является налоговая политика государства, в некоторых случаях определенные виды компаний могут получить налоговые льготы, что заметно уменьшит издержки коммерческой организации. Для повышения этого показателя различные предприятия могут использовать разнообразные методы. Одним из наиболее распространенных способов уменьшения издержек является перевод производственный мощностей в государства, в которых стоимость рабочей силы относительно мала, в настоящее время многие крупные корпорации имеют собственные предприятия в различных странах юго-восточной Азии. К сожалению, многие предприниматели стремятся увеличивать рентабельность предприятия, удешевляя расходные материалы, которые используются при производстве продукции или оказании услуг. Данная мера, как правило, приводит к падению качества изготовляемой продукции. Одним их важнейших факторов, влияющих на рентабельность, является маркетинг и реклама. Очевидно, что продажи популярного товара могут принести владельцам предприятия существенную прибыль, но, с другой стороны, затраты на различные рекламные акции могут быть очень велики. Известны случаи, когда многие бренды были вынуждены закрыть свое производство из-за непомерно высоких рекламных бюджетов. Для того чтобы оценить все факторы, влияющие на рентабельность предприятия, можно воспользоваться существующими методиками или обратиться в консалтинговые компании Красноярска. В некоторых случаях свежий взгляд независимого специалиста позволяет более корректно определить те факторы, которые существенно влияют на рентабельность, казалось бы, успешного предприятия, и предотвратить спад производства или продаж.
Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура продукции осталась неизменной, определим влияние на рентабельность продаж двух факторов:
изменение цены на продукцию;
изменение себестоимости продукции.
Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода соответственно как и.
Тогда получим следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:
,
Представив прибыль как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном виде:
, ,
Условные обозначения:
, - прибыль от реализации продукции, работ, услуг ( соответственно базисного и отчетного периода);
, — реализация продукции (работ, услуг);
, - себестоимость продукции (работ, услуг);
∆К — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.
Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние первого фактора — изменения цены на продукцию — на показатель рентабельности продаж.
Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго фактора — изменения себестоимости продукции.
где ∆КN — изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;
∆КS — изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:
∆К = ∆КN + ∆КS,
Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.
Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.
Самофинансирование отличается от самоокупаемости тем, что отрасль не получает никаких ассигнований из государственного бюджета, а сама гарантирует взносы в доход бюджета отчислений от накоплений в пределах, предусмотренных пятилетним планом. Самоокупаемость же, как правило, предусматривает значительное финансирование из бюджета и уменьшение платежей в бюджет, если задание по получении накоплений отраслью не выполнено. Таким образом, переход от самоокупаемости на самофинансирование характеризует повышение уровня хозяйствования, усиление ответственности за финансовые результаты хозяйственной деятельности и тем самым за все ее стороны, поскольку финансовые показатели выражают и обобщают все-результаты хозяйствования. Точка зрения других российских экономистов, разделяемая авторским коллективом нашей статьи, состоит в том, что самофинансирование и значительный рост рентабельности всех отраслей народного хозяйства не упраздняют распределительную функцию финансов и в перспективе она будет расширяться. Основанием для такого рода прогнозов является, как уже указывалось, динамизм научно-технической революции, непрерывно вызывающий к жизни новые отрасли производства (у которых, естественно, не может быть собственных ресурсов), все большее вовлечение в хозяйственный оборот районов Севера и Востока, а также непрерывное увеличение расходов государства на повышение уровня жизни народа через общественные фонды потребления, образуемые лишь посредством привлечения ресурсов производственной сферы.
- Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.
- Денежная масса и денежные агрегаты, содержание и назначение
- Наличный денежный оборот и его организация в рф
- Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов
- Основные формы безналичных расчетов
- Эмиссия безналичных денег и механизм банковского мультипликатора
- Особенности эмиссии наличных денег и ее организации в рф
- 8. Сущность, элементы и типы денежных систем. Особенности организации денежной системы России.
- 9. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике
- 10. Управление финансами: необходимость, содержание и направления совершенствования
- 11. Финансовый контроль в рф. Понятие, виды, методы, формы и проблемы его совершенствования.
- 12. Финансовая система рф: понятие и структура. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
- 13. Финансовая политика рф, ее содержание и задачи
- 14. Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики
- 15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
- 16. Федеральный бюджет рф: классификация доходов и расходов.
- 17. Методы финансирования бюджетного дефицита и основные направления использования бюджетного профицита.
- 18. Бюджетное устройство и бюджетная система в рф, их понятие и методы бюджетного регулирования.
- 19. Бюджетный процесс в рф: понятие, стадии и их содержание.
- 20. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в рф.
- 21. Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов России.
- 22. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе
- 23. Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
- 24. Формирование и использование бюджета Пенсионного фонда рф. Пути его дальнейшего совершенствования.
- 25. Доходы и расходы фонда социального страхования, их формирования и направления использования.
- 26. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их доходы и расходы.
- 27. Необходимость кредита, его сущность и функции. Формы и виды кредита.
- 28. Ссудный процент и его экономическая роль. Факторы, влияющие на ссудный процент.
- 29. Банковская система рф.
- 30. Задачи и функции коммерческих банков и других кредитных организаций. Управление коммерческим банком.
- 31. Банковские ресурсы и их структура. Пассивные и активные операции.
- 32. Банковское кредитование, виды банковских кредитов.
- 33. Комиссионные операции коммерческих банков
- 34. Функции и операции Центрального банка России. Денежно-кредитная политика цбр
- 35. Финансовые рынки и предпосылки их формирования. Виды финансовых рынков, их общие черты и отличительные особенности.
- 36. Понятие рынка ценных бумаг, его функции, задачи и участники. Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке
- 37. Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них.
- 38. Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов.
- 39. Структура рынка ценных бумаг. Первичный, вторичный биржевой и внебиржевой рынки.
- 40. Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
- 41. Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
- 42. Облигации, их разновидности, классификация облигаций.
- 43. Фондовая биржа, ее назначение и роль в обороте ценных бумаг.
- 44. Налоги, их значение, экономическая сущность и функции. Классификация налогов в рф.
- 45. Налоговая система, ее понятие, виды налогов и пути совершенствования
- 46. Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
- 47. Прямые и косвенные налоги, их виды и характеристика.
- 48. Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования.
- 49. Виды финансовых планов, их характеристика.
- 50. Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.
- 51. Основные средства организации: понятие, оценка, расчет и показатели их использования.
- 52. Амортизация основных средств: понятие, способы начисления. Моральный и физический износ
- 53. Состав и структура нематериальных активов, их амортизация.
- 54. Понятие оборотных средств и их классификация. Источники формирования и пополнения оборотных средств.
- 55. Значение и способы нормирования оборотных средств на предприятии. Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 56. Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.
- 57. Затраты и себестоимость на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости.
- 58. Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.
- 59. Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
- 60. Финансовое состояние организации: сущность и показатели.
- 61. Финансы коммерческих организаций, источники, виды формирования финансовых ресурсов и направления их использования. Особенности управления финансами коммерческих организаций.
- 62. Особенности финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: источники образования финансовых ресурсов и направления их использования.
- 63. Смета расходов и доходов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, ее состав, содержание, порядок разработки, утверждения и использования.
- 64. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности
- 65. Кредиторская и дебиторская задолженность: понятие, состав и анализ.
- 66. Маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности, их определение и роль в финансовом управлении.
- 67. Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
- 68. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки.
- 69. Понятие неплатежеспособности (банкротство) предприятия. Основные критерии ее установления. Пути и методы финансового оздоровления (санации) предприятий.
- 70. Операционный и финансовый рычаг: понятие и определение эффекта рычагов.
- 71. Денежные потоки организации: понятие, виды и методы формирования денежных потоков.
- 72. Финансовый менеджмент, его сущность, предмет, метод и цели. Основные задачи финансового менеджера на предприятии.
- 73. Финансовые инструменты, финансовые активы и финансовые обязательства, их понятия, виды и характеристика
- 74. Финансовые риски, их виды и методы оценки. Система управления финансовыми рисками.
- 75. Методы оценки финансовых активов, их характеристика.
- 76. Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.
- 77. Цена капитала, методы его оценки и структура капитала. Рыночная стоимость предприятия.
- 78. Дивидендная политика организации: содержание, формы и порядок выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.
- 79. Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 80.Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 81.Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.
- 82.Методы финансового анализа и их характеристика.
- 83. Анализ и оценка состава, структуры и динамики активов организации и источников их формирования.
- 84. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
- 85. Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
- 86. Временная стоимость денег и основы оценки активов: понятие и критерии оценки.
- 87. Классификация инвестиций, их сравнительная характеристика
- 88. Реальные и финансовые инвестиции, их сравнительная характеристика.
- 89. Портфель ценных бумаг, его понятие, цели формирования и классификация инвестиционных портфелей.
- 90. Управление портфелем ценных бумаг. Риск и доходность портфеля. Модели оптимального портфеля инвестиций.
- 91. Инвестиционные стратегии организации: понятие, факторы и этапы формирования.
- 92. Иностранные инвестиции: понятие, роль и место их в экономике России.
- 93. Инновационные инвестиции: понятие, классификация, виды и основные формы государственной поддержки.
- 94. Инвестиционные проекты, их понятие, классификация, последовательность (фазы) осуществления.
- 95. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 96. Портфель реальных инвестиционных проектов: формирование портфеля капитальных вложений и оперативное управление проектом.
- 97. Сущность, функции, значение и виды страхования.
- 1. Договоры имущественного страхования:
- 2. Договоры личного страхования:
- 98. Основные принципы организации страхового дела. Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 99. Страхование и перестрахование, их сущность и виды договоров перестрахования.
- 100. Лизинг и его понятие. Виды лизинга и области их применения. Значение лизинга в воспроизводстве основных фондов.
- 101. Основы валютных отношений и валютных систем.
- 102. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития
- 103. Общая характеристика валютного рынка: понятие, функции, участники, структура, основные операции и тенденции развития
- 104. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
- 105. Платежный баланс страны, его структура и общая характеристика. Состояние платежного баланса рф в настоящее время.