23. Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).
Внебюджетные фонды - это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.
Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.
Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов - инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:
обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды;
добровольных взносах юридических и физических лиц;
доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.
Совокупность государственных внебюджетных фондов можно разделить на две группы (виды внебюджетных фондов):
государственные внебюджетные фонды социального назначения;
прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов - социальная сфера.
К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).
Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования - государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам.
Задачи государственных внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные фонды должны:
служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.
Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:
социальное обеспечение по возрасту;
социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
социальное обеспечение в случае безработицы;
охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда. Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.
Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды - фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).
Особенности указанных фондов:
создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов - в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.
К основным отраслевым фондам могут относиться Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.
Начиная с 2013 года, планируется отдать контроль над страховыми взносами Федеральной налоговой службой. Это связано с серьезными проблемами пенсионной системы, которая, медленно, но уверенно, приближается к своему концу, и существовать уже в ее нынешнем состоянии не может. Именно для того, чтобы кардинально изменить существующее положение с пенсиями, и запланирована пенсионная реформа 2014 года, к которой идет подготовка в полной мере уже сейчас.
Напоминаем, что сейчас всеми начислениями страховых взносов занимается Пенсионный Фонд Российской Федерации, для которого эта задача стала непосильной. ФНС сможет существенно переломить ситуацию, так как имеет намного больше возможностей и рычагов влияния на субъекты налогообложения.
Также, следует отметить, что изменения в начислении страховых взносов, связанные с разделением пенсии на солидарную и индивидуальную части, не потребуют заполнения нескольких платежных поручений.
В 2013 году вводятся новые формы отчетности по страховым взносам. Их необходимость возникла после изменения введения регрессивной шкалы и новых льготных категорий.
Читайте также: Размер страховых взносов для ИП с годовым доходом меньше 600 тыс. рублей будет уменьшен в 2 раза
Общие тарифы страховых взносов (ставки ПФР, ФСС, ФФОМС) в 2013 году
В 2013 году общие тарифы страховых взносов (ставки ПФР, ФСС, ФФОМС) не изменятся по сравнению с 2012 годом, и их суммарный процент будет равен 30. Взносы в ТФОМС в 2013 году также проводиться не будут, так как заменены на платеж в ФФОМС.
Взнос в фонд | 2010 год | 2012 год | 2013 год |
Cтавки ПФР | 20.0% | 22.0% | 22.0% |
Ставки ФСС | 2.9% | 2.9% | 2.9% |
Ставки ФФОМС | 1.1% | 3.1% | 5.1% |
Ставки ТФОМС | 2.0% | 2.0% | 0.0% |
В 2013 году, пенсионные страховые взносы следует рассчитывать по следующим ставкам:
• ставка страхового взноса — 14%
• страховая часть пенсии — 14% (до 1966 г.р.) и 8% (после 1967 г.р.)
• накопительная часть пенсии — 6% (после 1967 г.р.)
- Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.
- Денежная масса и денежные агрегаты, содержание и назначение
- Наличный денежный оборот и его организация в рф
- Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов
- Основные формы безналичных расчетов
- Эмиссия безналичных денег и механизм банковского мультипликатора
- Особенности эмиссии наличных денег и ее организации в рф
- 8. Сущность, элементы и типы денежных систем. Особенности организации денежной системы России.
- 9. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике
- 10. Управление финансами: необходимость, содержание и направления совершенствования
- 11. Финансовый контроль в рф. Понятие, виды, методы, формы и проблемы его совершенствования.
- 12. Финансовая система рф: понятие и структура. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
- 13. Финансовая политика рф, ее содержание и задачи
- 14. Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики
- 15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
- 16. Федеральный бюджет рф: классификация доходов и расходов.
- 17. Методы финансирования бюджетного дефицита и основные направления использования бюджетного профицита.
- 18. Бюджетное устройство и бюджетная система в рф, их понятие и методы бюджетного регулирования.
- 19. Бюджетный процесс в рф: понятие, стадии и их содержание.
- 20. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в рф.
- 21. Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов России.
- 22. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе
- 23. Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
- 24. Формирование и использование бюджета Пенсионного фонда рф. Пути его дальнейшего совершенствования.
- 25. Доходы и расходы фонда социального страхования, их формирования и направления использования.
- 26. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их доходы и расходы.
- 27. Необходимость кредита, его сущность и функции. Формы и виды кредита.
- 28. Ссудный процент и его экономическая роль. Факторы, влияющие на ссудный процент.
- 29. Банковская система рф.
- 30. Задачи и функции коммерческих банков и других кредитных организаций. Управление коммерческим банком.
- 31. Банковские ресурсы и их структура. Пассивные и активные операции.
- 32. Банковское кредитование, виды банковских кредитов.
- 33. Комиссионные операции коммерческих банков
- 34. Функции и операции Центрального банка России. Денежно-кредитная политика цбр
- 35. Финансовые рынки и предпосылки их формирования. Виды финансовых рынков, их общие черты и отличительные особенности.
- 36. Понятие рынка ценных бумаг, его функции, задачи и участники. Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке
- 37. Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них.
- 38. Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов.
- 39. Структура рынка ценных бумаг. Первичный, вторичный биржевой и внебиржевой рынки.
- 40. Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
- 41. Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
- 42. Облигации, их разновидности, классификация облигаций.
- 43. Фондовая биржа, ее назначение и роль в обороте ценных бумаг.
- 44. Налоги, их значение, экономическая сущность и функции. Классификация налогов в рф.
- 45. Налоговая система, ее понятие, виды налогов и пути совершенствования
- 46. Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
- 47. Прямые и косвенные налоги, их виды и характеристика.
- 48. Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования.
- 49. Виды финансовых планов, их характеристика.
- 50. Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.
- 51. Основные средства организации: понятие, оценка, расчет и показатели их использования.
- 52. Амортизация основных средств: понятие, способы начисления. Моральный и физический износ
- 53. Состав и структура нематериальных активов, их амортизация.
- 54. Понятие оборотных средств и их классификация. Источники формирования и пополнения оборотных средств.
- 55. Значение и способы нормирования оборотных средств на предприятии. Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 56. Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.
- 57. Затраты и себестоимость на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости.
- 58. Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.
- 59. Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
- 60. Финансовое состояние организации: сущность и показатели.
- 61. Финансы коммерческих организаций, источники, виды формирования финансовых ресурсов и направления их использования. Особенности управления финансами коммерческих организаций.
- 62. Особенности финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: источники образования финансовых ресурсов и направления их использования.
- 63. Смета расходов и доходов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, ее состав, содержание, порядок разработки, утверждения и использования.
- 64. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности
- 65. Кредиторская и дебиторская задолженность: понятие, состав и анализ.
- 66. Маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности, их определение и роль в финансовом управлении.
- 67. Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
- 68. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки.
- 69. Понятие неплатежеспособности (банкротство) предприятия. Основные критерии ее установления. Пути и методы финансового оздоровления (санации) предприятий.
- 70. Операционный и финансовый рычаг: понятие и определение эффекта рычагов.
- 71. Денежные потоки организации: понятие, виды и методы формирования денежных потоков.
- 72. Финансовый менеджмент, его сущность, предмет, метод и цели. Основные задачи финансового менеджера на предприятии.
- 73. Финансовые инструменты, финансовые активы и финансовые обязательства, их понятия, виды и характеристика
- 74. Финансовые риски, их виды и методы оценки. Система управления финансовыми рисками.
- 75. Методы оценки финансовых активов, их характеристика.
- 76. Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.
- 77. Цена капитала, методы его оценки и структура капитала. Рыночная стоимость предприятия.
- 78. Дивидендная политика организации: содержание, формы и порядок выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.
- 79. Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 80.Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 81.Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.
- 82.Методы финансового анализа и их характеристика.
- 83. Анализ и оценка состава, структуры и динамики активов организации и источников их формирования.
- 84. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
- 85. Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
- 86. Временная стоимость денег и основы оценки активов: понятие и критерии оценки.
- 87. Классификация инвестиций, их сравнительная характеристика
- 88. Реальные и финансовые инвестиции, их сравнительная характеристика.
- 89. Портфель ценных бумаг, его понятие, цели формирования и классификация инвестиционных портфелей.
- 90. Управление портфелем ценных бумаг. Риск и доходность портфеля. Модели оптимального портфеля инвестиций.
- 91. Инвестиционные стратегии организации: понятие, факторы и этапы формирования.
- 92. Иностранные инвестиции: понятие, роль и место их в экономике России.
- 93. Инновационные инвестиции: понятие, классификация, виды и основные формы государственной поддержки.
- 94. Инвестиционные проекты, их понятие, классификация, последовательность (фазы) осуществления.
- 95. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 96. Портфель реальных инвестиционных проектов: формирование портфеля капитальных вложений и оперативное управление проектом.
- 97. Сущность, функции, значение и виды страхования.
- 1. Договоры имущественного страхования:
- 2. Договоры личного страхования:
- 98. Основные принципы организации страхового дела. Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 99. Страхование и перестрахование, их сущность и виды договоров перестрахования.
- 100. Лизинг и его понятие. Виды лизинга и области их применения. Значение лизинга в воспроизводстве основных фондов.
- 101. Основы валютных отношений и валютных систем.
- 102. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития
- 103. Общая характеристика валютного рынка: понятие, функции, участники, структура, основные операции и тенденции развития
- 104. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
- 105. Платежный баланс страны, его структура и общая характеристика. Состояние платежного баланса рф в настоящее время.