3. Необходимость заключения международных налоговых соглашений
Международные налоговые соглашения или договоры об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Государства заключают их для облегчения экономического сотрудничества между своими гражданами и организациями. Дело в том, что в силу «нестыковки» национальных налоговых законодательств различных стран налоговая ситуация при ведении международной коммерции может оказаться весьма неопределенной. Не всегда очевидно даже то, налоговым резидентом какого из государств является тот или иной хозяйствующий субъект (например, физическое лицо, живущее в одной стране, но ежедневно ездящее на работу в другую; или юридическое лицо, зарегистрированное в одной стране, но фактически ведущее деятельность в другой). При отсутствии соглашения возможна ситуация, когда один и тот же доход облагается налогом в обеих странах. Например, прибыль от действия представительства иностранной компании всегда облагается налогом по месту нахождения этого представительства. Однако эта прибыль также облагается налогом и по месту нахождения самой иностранной компании. Устранение этой явной несправедливости и установление четких налоговых правил для международных коммерческих операций и есть основная цель заключения налогового договора.
И, кроме того, в последнее время налоговыми властями всех стран мира все больше внимания уделяется предотвращению уклонения от налогов участников международной коммерции. Поэтому в большинство договоров последних лет включены положения, предусматривающие обмен налоговой информацией и взаимную помощь по расследованию соответствующих дел.
Как правило, налоговые договоры заключаются между странами с «нормальным» уровнем налогообложения, а оффшорные зоны, то есть страны с нулевыми (или близкими к нулю) налогами, таких договоров не имеют. Это и неудивительно. Если нет налога, то нет и двойного налогообложения, а, стало быть, незачем договариваться о его исключении. Предоставлять же односторонние налоговые льготы оффшорным компаниям страны с высокими налогами никак не настроены. Даже если договор с такой страной заключается, то, как правило, оффшорные компании из-под его действия в явном виде выводятся.
До последнего времени важнейшим исключением из этого правила был Кипр. Несмотря на действующую на острове оффшорную зону, Кипру удалось заключить значительное число налоговых договоров, в том числе и с Россией кстати, весьма выгодный. Поскольку кипрские оффшорные компании не были совсем безналоговыми они облагались налогом по льготной ставке 4,25%, то они счастливым образом попадали под действие большинства договоров и широко использовались для снижения налогов резидентами соответствующих стран, особенно россиянами. В результате налоговой реформы на Кипре и закрытия оффшорной зоны это положение изменилось, но не очень радикально, так как действующая с 2003 г. общая налоговая ставка в 10% все равно значительно ниже ставок налога на прибыль большинства развитых стран.
Кроме двусторонних налоговых соглашений, могут действовать и многосторонние договоренности. Так, все страны ЕС применяют к резидентам друг друга унифицированные правила по исключению двойного налогообложения в отношении дивидендов, получаемых от дочерних компаний. Таким образом, тот же Кипр после вхождения в ЕС резко расширит свою международную налоговую сеть.
Что касается оффшорных зон, то с ними развитые страны могут заключать соглашения не об исключении двойного налогообложения, а об обмене налоговой информацией. Это значит, что если, скажем, в США возникнут вопросы к некому налогоплательщику в отношении его сделок с некой багамской компанией, то по условиям такого соглашения правительство Багамских островов обязано будет предоставить США всю необходимую информацию о данной компании.
- Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
- 680042, Г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц
- С одержание
- Введение
- I. Налогообложение иностранных организаций в российской федерации
- Налог на прибыль иностранных организаций, осуществляющих
- 1.1 Понятие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации в целях налогообложения
- 1.2 Виды деятельности, исключающие образование постоянного представительства
- 1.3 Особенности формирования налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность в рф
- Налогообложение доходов иностранных организаций, полученных от источников находящихся в рф, не связанных с деятельностью постоянного представительства
- Налогообложение иностранных организаций налогом на добавленную стоимость
- Особенности налогообложения в Российской Федерации имущества иностранных организаций
- Постановка иностранных организаций на учёт в налоговых органах Российской Федерации
- 2. Виды международных налоговых соглашений
- 3. Необходимость заключения международных налоговых соглашений
- 4. Структура налогового соглашения
- 5. Методы устранения международного двойного налогообложения
- Многосторонние соглашения и конвенции
- Односторонние акты национального законодательства
- 1. Распределительный
- III. Таможенные платежи
- 1. Общие положения о таможенных платежах
- 2. Таможенная пошлина
- 2.1 Экономическая природа таможенных пошлин и их функции
- 2.2 Классификация таможенных пошлин
- 2.3 Элементы таможенной пошлины, порядок её исчисления и уплаты
- Виды ставок и порядок исчисления таможенной пошлины по ним
- 2.4 Методы определения таможенной стоимости товара
- 2.5 Тарифные льготы и преференции
- 3. Налог на добавленную стоимость
- 5. Таможенные сборы
- IV. Налогообложение в рамках применения отдельных таможенных режимов
- 1. Выпуск товаров для внутреннего потребления
- 1) Ввоз товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал
- 2) Ввоз товаров в качестве гуманитарной помощи (содействия).
- 3) Ввоз товаров в качестве технической помощи (содействия)
- 4) Ввоз товаров из стран участниц снг (кроме Республики Беларусь)
- 5) Ввоз товаров из Республики Беларусь
- 6) Ввоз товаров, помещенных под таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства бывшие республики ссср
- 2. Экспорт
- 3. Международный таможенный транзит
- 4. Переработка на таможенной территории
- 5. Переработка для внутреннего потребления
- 6. Переработка вне таможенной территории
- 7. Временный ввоз
- 8. Таможенный склад
- 9. Реимпорт
- 10. Реэкспорт
- 11. Уничтожение
- 12. Отказ в пользу государства
- 13. Временный вывоз
- 14. Беспошлинная торговля
- 15. Перемещение припасов
- 16. Иные специальные режимы
- Глоссарий
- Список использованных источников
- 680042, Г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц