logo
пособие ВЭД

6. Переработка вне таможенной территории

Переработка вне таможенной территории  таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Главной целью таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории является сокращение производственных затрат отечественных производителей, повышение конкурентоспособности их продукции.

Применение таможенного режима переработки вне таможенной территории (равно как и иных таможенных режимов переработки) осуществляется с разрешения таможенного органа, которое выдается декларанту после того как таможенный орган удостоверится, что соблюдены все условия, необходимые для использования режима переработки вне таможенной территории. Требования, предъявляемые к разрешению на переработку, а также порядок его выдачи и отзыва закреплены в ст.203-205 ТК РФ.

Ввиду того что в практической деятельности таможенных органов встречаются случаи подмены товаров для переработки, которые не были задействованы в производственном процессе, и вместо продуктов переработки, произведенных из ранее вывезенных российских товаров, ввозятся иностранные товары с аналогичными характеристиками, одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки является идентификация российских товаров в продуктах переработки (ст. 199 ТК РФ). Исключение из этого принципа составляет замена продуктов переработки иностранными товарами (ст. 206 ТК РФ), если товары вывозятся для целей осуществления ремонта, а также при помещении под таможенный режим переработки вне таможенной территории российских сырьевых товаров, перемещаемых по трубопроводному транспорту.

Под таможенный режим переработки вне таможенной территории, как правило, могут помещаться российские товары. Исключение составляют те иностранные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, если товары вывозятся для ремонта. Такие товары, хотя ранее они и были выпущены в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, продолжают сохранять статус иностранных. Так, в соответствии с п.5 ст.208 ТК РФ при завершении таможенного режима переработки вне таможенной территории при ввозе продуктов переработки, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза, и последующем выпуске таких продуктов для свободного обращения, наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с условиями завершения режима переработки, дополнительно уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.

В целях защиты интересов отечественных производителей Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории в отношении отдельных категорий товаров не допускается, а также устанавливать ограничения экономического характера (количественные или стоимостные) для допуска товаров по проведению операций по переработке вне таможенной территории.

Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории предполагает осуществление с товарами определенных операций, таких как:

1) собственно переработка и обработка, при осуществлении которой происходит потеря индивидуального характера товара и его трансформации в продукте переработки;

2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров, при которой сохраняются основные характеристики товара в продукте переработки;

3) ремонт товаров, являющихся объектом переработки, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление потребительских свойств или устранение дефектов по рекламации.

Статья 201 ТК РФ определяет предельный срок переработки товаров вне таможенной территории, который не может превышать двух лет. Срок переработки определяется декларантом исходя из продолжительности осуществления операций по переработке и времени, необходимого для транспортировки продуктов переработки. Если срок для переработки заявлен менее предельного, то по просьбе декларанта таможенный орган его продлевает, но не более чем до двух лет.

Течение срока переработки начинается со дня помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными партиями - со дня помещения под таможенной режим первой партии товаров.

Следует отметить, что в ТК РФ 1993 г., в отличие от нового ТК РФ, вопрос определения стоимости операций по переработке решен не был. Кроме того, при вывозе российских товаров для переработки в соответствии с ТК РФ 1993 г. уплачивались суммы вывозных таможенных пошлин с последующим возвратом при ввозе продуктов переработки. По новому ТК РФ вывоз российских товаров для переработки за пределы национальной таможенной территории осуществляется без уплаты вывозных таможенных пошлин. При последующем ввозе продуктов переработки предоставляется полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Допускается замена продуктов переработки иностранными товарами, если операцией по переработке является ремонт, а также в случаях, когда идентификация товаров не осуществляется (при перемещении товаров трубопроводным транспортом). В новом ТК РФ установлено несколько вариантов расчета налоговой базы в отношении ввезенных продуктов переработки, которая определяется исходя из определенных условий.

Таможенный режим переработки вне таможенной территории позволяет временно вывозить российские товары для целей осуществления производственных процессов или ремонта за рубежом с последующим ввозом продуктов переработки в условиях полного или частичного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. В части, касающейся экономических аспектов, таможенный режим переработки вне таможенной территории представляет собой льготный режим в отношении продуктов переработки, поскольку при их ввозе на территорию страны уменьшается налогооблагаемая база, обложению подлежит лишь та добавленная стоимость, которая образовалась в результате осуществления производственных процессов по переработке за рубежом.

Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.

В отношении российского сырья и комплектующих, вывозимых за пределы таможенной территории России для переработки, меры экономической политики (запреты и ограничения экономического характера) не применяются.

При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, возврат внутренних налогов не производится.

Статья 207 ТК РФ определяет случаи применения полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов к продуктам переработки

Как уже было ранее отмечено, экономический смысл режима переработки вне таможенной территории - льготное налогообложение ввозимых продуктов переработки, которое выражается в полном или частичном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки. Полное освобождение предоставляется в том случае, когда целью переработки за рубежом был гарантийный (безвозмездный) ремонт товаров, вывезенных в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории. Полное освобождение не предоставляется в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории, если при выпуске учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта. В остальных случаях предоставляется частичное освобождение.

В ТК РФ предложено несколько вариантов расчета базы налогообложения.

Если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, то сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров на момент ввоза продуктов переработки (например, вывозится давальческое сырье - шкурки для пошива меховых изделий, ввозятся готовые меховые изделия; для расчета по предложенному методу из суммы пошлин, применяемых к меховым изделиям вычитается сумма пошлин, применяемая к сырью, определяемая на момент ввоза меховых изделий).

Также возможен расчет сумм таможенных пошлин, исходя из стоимости операций по переработке товаров.

Если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке, то сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

Расчет сумм налога на добавленную стоимость производится исходя из стоимости операций по переработке товара. Если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке, то эта стоимость определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

Акцизы уплачиваются в полном объеме, за исключением случаев, когда операцией по переработке был ремонт.

При несоблюдении условий и требований таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории либо при ввозе продуктов с нарушением установленных сроков полное или частичное освобождение от уплаты не предоставляется.