logo
пособие ВЭД

4. Переработка на таможенной территории

Переработка на таможенной территории  таможенный режим, при котором ввезённые товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определённый срок.

Основной целью использования таможенного режима переработки на таможенной территории является предоставление возможности отечественным производителям реализовывать свою продукцию или услуги на международном рынке на конкурентоспособных условиях, что будет способствовать развитию производства на таможенной территории РФ, а также загрузке производственных мощностей и созданию условий для дополнительных рабочих мест. На современном этапе экономического развития РФ это имеет особое значение для градообразующих предприятий, работающих над выполнением иностранных заказов на давальческом сырье.

Рассмотрение вопроса налогообложения товаров в рамках таможенного режима переработки товаров на таможенной территории предполагает прежде всего владение определенной специальной терминологией, относящейся к процессу переработки. Следует расшифровать такие понятия, как: «объект переработки», «отходы производства», «остатки», «продукты переработки».

Продукты переработки  товары, произведенные из объектов переработки и являющиеся конечной целью применяемого режима.

Объектом переработки являются ввозимые либо ввезенные иностранные товары, помещаемые под таможенный режим переработки.

Остатки  часть предназначенных для переработки иностранных товаров, которая не была использована для изготовления продуктов переработки и не изменила свои товарные характеристики по классификационному коду ТН ВЭД России.

Отходы производства  товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе по изготовлению продуктов переработки.

ТК РФ умалчивает о российских товарах, которые могут быть использованы в производственном процессе по переработке. Поскольку смысл таможенного контроля заключается в контроле за иностранными товарами, помещенными под льготный таможенный режим без уплаты таможенных платежей, российские товары могут использоваться при переработке иностранного сырья без ограничений со стороны таможенных органов.

Операции по переработке товаров, производимые в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории, включают:

1) собственно переработку и обработку объектов переработки, сопровождаемые потерей индивидуального характера объектов переработки и его сохранением в товарной продукции;

2) изготовление товарной продукции, включая монтаж, сборку (разборку) и подгонку под другие товары, сопровождаемое сохранением основных черт объектов переработки в товарной продукции;

3) ремонт товаров для переработки, включая их восстановление и приведение в порядок;

4) использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Основным требованием таможенного режима переработки является соблюдение срока переработки. Различают сроки:

 осуществления производственных процессов по переработке;

 вывоза продуктов переработки, которые зависят от процесса переработки и производственных мощностей предприятий  переработчиков, а также от времени, необходимого для сбыта продуктов переработки;

 действия разрешения на переработку товаров, в пределах которых иностранные товары могут быть помещены под таможенный режим переработки.

Понятие срока переработки шире понятия срока осуществления процессов по переработке, поскольку в течение срока переработки необходимо поместить иностранные товары под таможенный режим, осуществить операции по переработке этих товаров и вывезти продукты переработки, а также отходы или остатки (если они образуются) за пределы национальной таможенной территории или поместить их под иные таможенные режимы. Поэтому срок переработки определяется исходя из продолжительности процесса переработки и времени, необходимого для сбыта продуктов переработки, и в общей сложности не может превышать двух лет. Разрешение же на переработку, в свою очередь, действует в течение установленного срока.

Срок переработки определяется заявителем по согласованию с таможенным органом. Одновременно с заявлением на получение разрешения на переработку заявитель представляет таможенному органу описание процесса переработки товаров с указанием продолжительности операций по переработке, времени, необходимого для сбыта продуктов переработки, и обоснованием заявленных сроков переработки. Таможенный орган проверяет представленные заявителем сведения в целях исключения случаев необоснованного увеличения сроков переработки и согласовывает срок переработки товаров. Какой срок определит бенефициар режима, такой и будет для него обязателен. При невозможности проведения операций по переработке в определенные сроки по письменному мотивированному обращению заявителя срок переработки товаров может быть продлен, если ранее определенный срок менее предельного срока переработки. Течение срока переработки начинается с даты регистрации таможенной декларации, в соответствии с которой иностранные товары помещаются под таможенный режим переработки, а при ввозе товаров отдельными партиями  со дня помещения под таможенный режим первой партии иностранных товаров.

Необходимым условием для помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является получение разрешения на переработку товаров. Такое разрешение может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе и не осуществляющее операции по переработке товаров. Смысл нормы, допускающей возможность получения разрешения лицом, не осуществляющим операции по переработке товаров, заключается в следующем. При многоступенчатой переработке задействована цепочка предприятий, когда товар по мере переработки передается от одного предприятия к другому. В этом случае лицо, не осуществляющее непосредственно операции по переработке, берет на себя ответственность за всю переработку в целом. При этом таможенному органу не нужно будет брать соответствующие заявления и пакеты документов от каждого звена цепочки предприятий. Или, например, в ситуации с ремонтом иностранного товара на территории страны таким лицом может быть заинтересованное российское лицо, которое выступает посредником в этих операциях. Ему не нужно будет доказывать свою связь с внешнеэкономической сделкой, если оно берет на себя все обязательства по переработке, поскольку отвечать перед таможенными органами за соблюдение условий таможенного режима и уплату таможенных платежей будет именно это лицо.

Правовые рамки регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории ориентированы на положения европейского таможенного законодательства и Киотской конвенции. В отличие от положений предыдущего ТК РФ помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории осуществляется с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки в определенный срок. Это предполагает, что заинтересованное лицо активно занимается экспортом, производит продукцию, одинаково ориентированную как на внутренний рынок страны, так и на рынки третьих стран, или, по меньшей мере, изыскивает рынки сбыта. Содержание таможенного режима передает общее правило помещения иностранных товаров под рассматриваемый таможенный режим переработки  освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

При вывозе с национальной таможенной территории товаров, являющихся продуктами переработки, вывозные таможенные пошлины уплачиваться не будут. Такой подход обусловлен созданием благоприятных условий для привлечения на внутренний рынок давальческого сырья и, следовательно, загрузки отечественных производственных мощностей.

Вместе с тем в случае невывоза продуктов переработки по окончании сроков переработки они выпускаются для свободного обращения или помещаются под иные таможенные режимы. При выпуске для свободного обращения уплачиваются причитающиеся суммы таможенных платежей. При помещении под иные таможенные режимы режим налогообложения определяется в зависимости от положений избранных таможенных режимов. В отношении отходов и остатков установлен специальный режим налогообложения, который применяется в случае, если они не вывезены за пределы страны или не переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования.

Если в результате переработки образовались отходы, которые не вывезены и не переработаны в состояние, непригодное для дальнейшего коммерческого использования, то в их отношении возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и выпущены для свободного обращения. В ТК РФ детально расписан порядок определения таможенной стоимости, которая является основой налогообложения при применении адвалорных и комбинированных ставок таможенных пошлин.

В отношении невывезенных остатков подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии.

Остатки, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.

Сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, на день помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории были выпущены для свободного обращения.