logo
otvety_k_gosam

18. Финансовый контроль: задачи, органы, формы, методы.

Фин. контроль – система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов, находящихся в распоряжении фед. правит-ва, а так же региональных и местных органов власти.

Основное назначение ФК - обеспечить эфективность процесса формирования и расходования ДС, находящихся в руках государства. ФК способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюд. сис-мой страны.

Задачи ФК:

1. правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения

2. соблюдение действующих бюдетного и налогового законодательств, правильность ведения бух. учета, составления отчетности;

3. проверка целевого использования бюджета

4.успешная реализация межбюджетных отношений; эфективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

5. пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление фин. злоупотреблений и примение наказания к виновным лицам; компенсация последствий незаконных действий;

6. улучшение финансовой дисциплиныны, проведение профилактических и разъяснительных работ.

Объект ФК – бюд. система и бюджетный процесс.

Формы ФК:

1. предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти;

2. текущий (опер-ый) конт-ль осущ-ся в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспеч-е фин. дисциплины;

3. последующий конт-ль проводится по окончани фин. года.

Методы ФК:

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйс­твенной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.

Органы ФК:

1. счетная палата РФ; 2. налоговые органы; 3. ЦБ РФ; 4. государственный таможенный комитет

5. аудиторские службы

Функции ФНС:

- проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

- производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет,

- деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

- осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

- анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Казначейство выполняет следующие функции:

- обеспечивает учет всех доходов бюджета;

- подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;

- осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.