logo
FM_otvety_ekz

Политика управления дебиторской задолженностью предприятия (общая характеристика этапов)

А) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде

КОАдз= ДЗ.

ОА

КОАдз – коэф отвлечения ОА в ДЗ

Б) Определяется средний период инкассации ДЗ (Пидз) и количество ее оборотов (Кодз) в рассматриваемом периоде

ПИдз = ДЗ (ср)

Оо

ДЗ (ср) – средний остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде

Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периода

Кодз = ОР .

ДЗ (ср)

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде

КОдз – количество оборотов ДЗ

В) Оценивается состав ДЗ по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотреннымсрокам ее инкассации

Г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.

Выделяют:

- сомнительную задолженность

- безнадежную задолженность

Кохэф просроченности ДЗ:

КПдз = ДЗпр

ДЗ

Дзпр – сумма ДЗ, неоплаченной в предусмотренный срок

Средний возраст просроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ

ВПдз = ДЗпр (ср)

Оо

Где ДЗпр – средний остаток ДЗ, неоплаченный в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде.

Д) Определяют:

Эффект, полученный от инвестирования средств в ДЗ (Эдз):

Эдз = Пдз – Тдз – ФПдз

Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита

ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга

ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям

Коэф эффективности инвестирования средств в ДЗ

КЭдз = Эдз .

ДЗрп (ср)

Формы реализации продукции в кредит:

- товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)

- Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес до 2 лет)

Тип кредитной политики

- консервативный. Направлен на минимизация кредитного риска. Можно сократить круг покупателей, сроки предоставления кредита, ужесточить условия по возврату кредиторской задолженности

- умеренный. Самый лояльный тип политики. Средний уровень кредитного риска

- агрессивный. Главная цель – максимизация дополнительной прибыли, за счет расширения объема реализации продукции.

При выборе типа предприятия должно исследовать платежную историю предприятия (ее можно получить в банке, у партнеров или из опыта работы), также провести анализ финансового состояния предприятия.

Идз = Орк*Кс/ц * (ППК (ср) + ПР (ср))

360

Идз – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ

Орк – планируемый объем реализации продукции в кредит

Кс/ц – коэф соотношения себестоимости и цены продукции

ППк (ср) – средний период предоставления кредитов покупателям (в днях)

Пр (ср) – средний период просрочки платежей по предоставленном кредиту (в днях)

- кредитный период

- кредитный лимит

- стоимость предоставления кредита

- система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателям

- определение системы характеристик , оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей

- формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей

- выбор методики оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей

- группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности

- дифференциации кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей

По товарному кредиту выделяют следующие критерии:

- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления

- репутация покупателя в деловом мире

- платежеспособность покупателя

- результативность хозяйственной деятельности предприятия

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о банкротстве

По потребительскому кредиту оценка осуществляется по следующим критериям:

- дееспособность покупателя

- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования

- состав личного имущества предприятия

- сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей

- возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту

- условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельности дебиторов

Основные формы рефинансирования ДЗ:

- факторинг

- учет векселей, выданных покупателям продукции. Учет векселей – операция выкупа банком или другим КУ векселя у клиента – до срока погашения по ставке учетного % или дисконтом.

- форфейтинг

«Система АВС»

- «А» наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ (проблемные кредиты)

- «В» кредиты средних размеров

- «С» - остальные виды ДЗ