Политика управления дебиторской задолженностью предприятия (общая характеристика этапов)
Этап №1. Анализ ДЗ предприятия в предшествующем периоде
А) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде
КОАдз= ДЗ.
ОА
КОАдз – коэф отвлечения ОА в ДЗ
Б) Определяется средний период инкассации ДЗ (Пидз) и количество ее оборотов (Кодз) в рассматриваемом периоде
ПИдз = ДЗ (ср)
Оо
ДЗ (ср) – средний остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периода
Кодз = ОР .
ДЗ (ср)
ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде
КОдз – количество оборотов ДЗ
В) Оценивается состав ДЗ по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотреннымсрокам ее инкассации
Г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.
Выделяют:
- сомнительную задолженность
- безнадежную задолженность
Кохэф просроченности ДЗ:
КПдз = ДЗпр
ДЗ
Дзпр – сумма ДЗ, неоплаченной в предусмотренный срок
Средний возраст просроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ
ВПдз = ДЗпр (ср)
Оо
Где ДЗпр – средний остаток ДЗ, неоплаченный в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде.
Д) Определяют:
Эффект, полученный от инвестирования средств в ДЗ (Эдз):
Эдз = Пдз – Тдз – ФПдз
Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита
ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга
ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям
Коэф эффективности инвестирования средств в ДЗ
КЭдз = Эдз .
ДЗрп (ср)
Этап№2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
Формы реализации продукции в кредит:
- товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)
- Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес до 2 лет)
Тип кредитной политики
- консервативный. Направлен на минимизация кредитного риска. Можно сократить круг покупателей, сроки предоставления кредита, ужесточить условия по возврату кредиторской задолженности
- умеренный. Самый лояльный тип политики. Средний уровень кредитного риска
- агрессивный. Главная цель – максимизация дополнительной прибыли, за счет расширения объема реализации продукции.
При выборе типа предприятия должно исследовать платежную историю предприятия (ее можно получить в банке, у партнеров или из опыта работы), также провести анализ финансового состояния предприятия.
Этап №3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту
Идз = Орк*Кс/ц * (ППК (ср) + ПР (ср))
360
Идз – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ
Орк – планируемый объем реализации продукции в кредит
Кс/ц – коэф соотношения себестоимости и цены продукции
ППк (ср) – средний период предоставления кредитов покупателям (в днях)
Пр (ср) – средний период просрочки платежей по предоставленном кредиту (в днях)
Этап №4. Формирование системы кредитных условий
- кредитный период
- кредитный лимит
- стоимость предоставления кредита
- система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию
- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателям
Этап №5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
- определение системы характеристик , оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей
- формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей
- выбор методики оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей
- группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности
- дифференциации кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей
По товарному кредиту выделяют следующие критерии:
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления
- репутация покупателя в деловом мире
- платежеспособность покупателя
- результативность хозяйственной деятельности предприятия
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о банкротстве
По потребительскому кредиту оценка осуществляется по следующим критериям:
- дееспособность покупателя
- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования
- состав личного имущества предприятия
Этап №6. Формирование процедуры инкассации ДЗ
- сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей
- возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту
- условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельности дебиторов
Этап №7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ
Основные формы рефинансирования ДЗ:
- факторинг
- учет векселей, выданных покупателям продукции. Учет векселей – операция выкупа банком или другим КУ векселя у клиента – до срока погашения по ставке учетного % или дисконтом.
- форфейтинг
Этап №8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ
«Система АВС»
- «А» наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ (проблемные кредиты)
- «В» кредиты средних размеров
- «С» - остальные виды ДЗ
- Финансовый менеджмент как наука
- Этапы развития финансового менеджмента в России
- Цель и задачи финансового менеджмента
- Система организационного обеспечения финансового менеджмента
- Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция денежного потока
- Концепция компромисса между риском и доходностью
- Концепция стоимости капитала
- Концепция эффективности рынка
- Концепция асимметричной информации
- Концепция агентских отношений
- Концепция альтернативных затрат
- Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса
- Анализ оборачиваемости оборотных активов
- Анализ финансовых результатов предприятия
- Анализ потенциального банкротства предприятия
- Основные положения Федерального закона № 127-фз от 26.10.2002 «о несостоятельности (банкротстве)»
- Признаки банкротства
- Арбитражные управляющие: права и обязанности, ответственность
- Саморегулируемые организации (сро) арбитражных управляющих: права и обязанности, контроль (надзор) за их деятельностью
- Компенсационный фонд саморегулируемых организаций: понятие, особенности формирования
- Процедуры, применяемые в деле о банкротстве юридического лица
- Процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина
- Банкротство градообразующих организаций
- Банкротство сельскохозяйственных организаций
- Банкротство финансовых организаций
- Банкротство субъектов естественных монополий
- Банкротство застройщиков
- Банкротство гражданина
- Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- Классификация потоков платежей и методы их оценки
- Элементарные потоки платежей
- Денежные потоки в виде серии равных платежей (аннуитеты)
- Основные теории оценки финансовых активов
- Оценка долговых ценных бумаг
- Определение принципиальных подходов к формированию оа предприятия
- Оптимизация объема оборотных активов
- Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оа
- Формирование определяющих принципов финансирования оа:
- Оптимизация структуры источников финансирования оа
- Подходы к формированию оборотных активов предприятия (консервативный, агрессивный умеренный подход)
- Запасы предприятия: понятие, причины создания
- Политика управления запасами (общая характеристика этапов)
- Модель экономически обоснованного размера заказа
- Модель оптимального среднего размера поставки товаров (eoq)
- Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии с помощью «abc-анализа»
- Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии с помощью «xyz-анализа»
- Система «точно в срок» «just-in-time»: понятие, особенности, основные преимущества и недостатки Система «точно в срок» «just-in-time»
- Рекомендации по оптимизации управления запасами на предприятии
- Дебиторская задолженность: понятие, виды, классификация
- Политика управления дебиторской задолженностью предприятия (общая характеристика этапов)
- Формирование принципов кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции (формы кредита, тип кредитной политики)
- Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг; учет векселей; форфейтинг)
- Основные проблемы управления дебиторской задолженностью
- Денежные активы предприятия: понятие, классификация
- Политика управления денежными активами предприятия (общая характеристика этапов)
- Анализ да предприятия в предшествующем периоде
- Планирование поступлений да на предприятие. Формирование платежного календаря.
- Оптимизация среднего остатка да предприятия
- Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов.
- 6). Построение эффективной системы контроля за да предприятия.
- Формирование платежного календаря предприятия
- Управление денежными активами с помощью модели Баумоля
- Управление денежными активами с помощью модели Миллера-Орра
- Управление денежными активами с помощью модели Стоуна
- Формы оперативного регулирования среднего остатка денежных средств на предприятии
- Методы построения отчетов о потоках денежных платежей
- Прямой метод построения отчетов о потоках денежных платежей
- Косвенный метод построения отчетов о потоках денежных платежей
- Внеоборотные активы предприятия: понятие, виды, классификация
- Политика управления операционными внеоборотными активами (общая характеристика этапов)
- 2. Оптимизация общего объема и состав операционных вна предприятия:
- 3. Обеспечение своевременного обновления операционных вна:
- 4. Обеспечение эффективного использования операционных вна предприятия:
- 5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных вна предприятия:
- Амортизационная политика предприятия: особенности, факторы
- Основные направления повышения эффективности использования основных фондов
- Экономическая сущность и классификация капитала предприятия
- Принципы формирования капитала предприятия
- Стоимость капитала: подходы, особенности расчета
- Финансовый леверидж: понятие, сущность
- Эффект финансового левериджа: понятие, формула расчета, элементы
- Налоговый корректор финансового левериджа
- Дифференциал финансового левериджа
- Предельная стоимость капитала
- Эффект производственного левериджа
- Точка безубыточности и запас финансовой прочности
- Основы теории структуры капитала
- Традиционный подход
- Модель Модильяни - Миллера при отсутствии налогов
- Модель Модильяни - Миллера с учетом налогов
- Компромиссный подход
- Модель Росса (1977)
- Сигнальная модель Майерса - Майлуфа
- Дивидендная политика: понятие, сущность, основные задачи
- Основные теории дивидендной политики
- Теория ирревалентности дивидендов
- 3 Варианта выплаты дивидендов:
- Формы дивидендных выплат
- Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу
- Методика фиксированных дивидендных выплат
- Финансовое планирование: понятие
- Задачи финансового планирования
- Методы финансового планирования
- Виды финансового планирования
- Стратегическое планирование: сущность, особенности
- Стратегический план предприятия: понятие, виды
- Стратегии финансового планирования
- Перспективный финансовый план
- Бизнес-планирование
- Текущее планирование
- Балансовый план предприятия
- Оперативное планирование финансовой деятельности
- Прогнозирование финансовой деятельности предприятия
- Количественные
- Качественные