logo
Финправо- Лекции - 2009

43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов

Бюджетные учреждения, использующие денежные средства в порядке сметно-бюджетного финансирования, могут иметь источники доходов помимо бюд­жета. Эти источники получили название «внебюджетные средства» или «средства внебюджетных источников» и строго регулируются законодательством.

Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, хотя это деление в определенной мере можно считать условным. Главным крите­рием такой классификации признается характер источника доходов вне­бюджетных средств:

1. Заработанным доходы бюджетного учреждения - специаль­ные средства, полученные от его предпринимательской деятельности, связан­ные с основной его деятельностью в случаях, разрешенных законодательством. Значительная их часть создается пу­тем получения доходов от:

Особенностью правового режима специальных средств первоначально яв­лялось то, что полученные средства в соответствии со специально ут­вержденной сметой должны были использоваться только на возмещение расходов, связанных с оказанием дополнительных услуг (на заработную плату медицинских работников, преподавателей в учебных заведениях и т. д.), а также на нужды са­мого источника доходов (на ремонт сдаваемого в аренду здания, транспортных средств, улучшение питания и т. д.), уплату налогов.

2. Незаработанные доходыэто средства, поступившие в бюджетное учреждение, не связанные с результатами его деятельности, и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести:

К незаработанным доходам также можно причислить передачу материаль­но-технических средств от юридического лица бюджетному учреждению, например, при ликвидации или реорганизации тех или иных организаций.

3. Депозиты, которые представляют со­бой суммы денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных учреждений и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим сред­ствам относятся: своевременно не полученная заработная плата, сти­пендии студентам; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений и др.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до опреде­ленного срока: для передачи физическим лицам - 3 года; юридическим ли­цам - 1 год; бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены; а суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

В министерствах, федеральных службах и агентствах определяется порядок поступления, расходования, передачи вышестоящим органам управления средств внебюджетных источников, их планирования и использования, учета и хранения на лицевых счетах органов федерального казначейства, формы и сроки представления отчетности в соответствии с Генеральным разрешением на виды предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.