logo
Финправо- Лекции - 2009

16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.

Бюджетное право основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:

• структуру бюджетной системы Российской Федерации;

• перечень бюджетных доходов и расходов;

• порядок распределения их между различными видами бюджетов;

• бюджетные права Российской Федерации и ее субъектов, административно-территориальных единиц;

• регламент бюджетного процесса;

• порядок формирования и использования государственных внебюджет-ных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются отношения, возникающие между субъектами бюджетного права в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов бюджетных и внебюджетных средств соответствующих образований и органов власти.

В качестве субъектов бюджетного права РФ выступают;

1.Государство, государственные и административно-территориальные об­разования:

• Российская Федерация в целом;

• субъекты РФ - республики, края, области, автономная область и авто­номные округа; города Москва и Санкт-Петербург;

• местные административно-территориальные образования - города, рай­- оны, села, поселки и т.д.

2. Государственные и местные органы власти:

• представительные органы государственной власти и местного самоуп­равления;

• исполнительные органы власти и местного самоуправления.

Бюджетное право регулирует правоотношения возникающие между субъектами в процессе:

формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной си­стемы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентиру­ющие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составле­ния и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство:

1. Частично нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ (статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федера­ции и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета, в статях 101, 104, 106, 114 установлен общий порядок рассмотрения, утверждения бюджета.), законодательстве об органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и др.

2. Непосредственно бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, регулирующими бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и д.р.).

3. Международные договоры Российской Федерации, если ими установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации (применяются правила международного договора). Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом. Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.