25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
Государственный и муниципальный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Государственные фонды денежных средств подразделяются на социальные и экономические внебюджетные фонды. Бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов управляются органами государственной власти Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
• социальное обеспечение по возрасту;
• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
• Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
До 2001 г. функционировал Государственный фонд занятости для обеспечения конституционных прав граждан на социальное обеспечение в случае безработицы, из которого осуществлялись выплаты пособий по безработице и расходы на обучение с целью переквалификации граждан.
Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.
Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.
Процедуры составления проектов, представление, рассмотрение и утверждение бюджетов социальных государственных внебюджетных фондов, исполнение, составление, представление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении определены главой 17 Бюджетного кодекса РФ и аналогичны бюджетным процедурам применительно федеральному бюджету и бюджету субъекта РФ.
Источниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
налоговые доходы:
единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;
другие налоги по установленному нормативу (ст. 146 Бюджетного кодекса РФ);
неналоговые доходы:
страховые взносы на обязательное государственное страхование
доходы от размещения временно свободных средств государственных внебюджетных фондов;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
прочие поступления;
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме вышеперечисленных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ предусмотрено образование Стабилизационного фонда РФ (до 1 января 2008г.), а также Резервного фонда и Фонда будущих поколений РФ.
Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению и формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, создавались федеральные целевые фонды: «Дорожный фонд», «Помощи малому и среднему бизнесу», «Помощи народам Крайнего Севера», «Помощи подрастающему поколению» и другие для реализации целевых государственных программ.
Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социального и материально-технического обеспечения министерств, федеральных служб и агентств. Сроки существования их в Российской Федерации, к сожалению, крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью социально-экономической политики государства.
Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за использованием средств этих фондов. Во многих регионах Российской Федерации вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти.
Местные органы самоуправления создают муниципальные внебюджетные фонды, средства которых в основном расходуются на развитие инфраструктуры соответствующих территорий.
- 1. Финансовая деятельность государства: понятие финансовой деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
- 2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
- 2. При распределении используются два основных метода:
- 3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность: общей и специальной компетенции, характеристика их функций
- Органы государственной власти общей компетенции
- Органы государственной власти специальной компетенции
- 4. Понятие, предмет, методы и система финансового права
- 5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости
- 6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
- 1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:
- 7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды
- 8. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения - изменения- - прекращения, классификация
- 9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы
- Виды финансового контроля
- 10. Государственный контроль: система, субъекты и объекты
- 11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля
- 12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;
- 13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
- 14. Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории
- 15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный
- 16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.
- 17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
- 18.Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования
- 19.Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов
- 20. Дефицит бюджета: понятие, размеры, источники финансирования, защищенные статьи, оборотная кассовая наличность
- 21.Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов рф, муниципальных образований
- 22.Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов
- 23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении
- 24. Бюджетные ассигнования, распорядители и получатели бюджетных средств, их права, обязанности и ответственность
- 25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
- 26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
- 27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
- 28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
- 29.Элементы закона о налоге: субъект и объект, единица налогообложения, ставка льготы, порядок уплаты
- 30. Права и обязанности налогоплательщиков
- 31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
- 32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- 33.Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
- 34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
- 35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
- 36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
- 37.Обязательное государственное страхование
- 38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
- 39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
- 40. Расходы на содержание аппарата государственного управления: состав и лимитирование расходов, смета
- 41. Расходы на оборону и социально-культурную сферу
- 2. Национальная оборона:
- 7. Образование.
- 8. Культура, кинематография, средства массовой информации;
- 9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
- 10. Социальная политика.
- 42.Финансирование государственных капитальных вложений: открытие и оформление оплаты строительной продукции, порядок выдачи авансов, формы финансирования
- 43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов
- 44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита
- 45. Банковская система: структура и характеристика звеньев
- 46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
- 47.Правовые основы денежной системы: понятие, задачи, способы регулирования денежного обращения, характеристика денежной системы, функции Центрального банка рф
- 48.Кассовые операции: правила ведения, ответственность кассира, руководителя и главного бухгалтера
- 49. Расчетные правоотношения: понятие, условия, правовые основы, компетенция Центрального Банка рф
- 50.Банковские счета: виды, открытие, переоформление, закрытие
- 51. Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание
- 52.Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями
- 53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства
- 54. Субъекты и объекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты, виды объектов
- 55. Валютные операции и их лицензирование: виды валютных операций и лицензий
- 56. Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия