32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Налоговые органы (в том числе, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов) имеют право:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;
производить установленным порядком выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщика ми в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике;
• требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать псин в порядке, установленном Налоговым кодексом;
• контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их до- ходам;
• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом;
• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды) и т.д.
В соответствии со ст.ст. 46-48 Налогового кодекса РФ налоговый орган имеет право:
1) на взыскание недоимки налогов и сборов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках путем направления в банк, в котором у них открыты счета на основании поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока;
2) на взыскание недоимки налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения. Решение принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
3) в остальных случаях, в том числе на взыскание с налогоплательщика - физического лица производится по решению суда.
Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и другими лицами, налоговые органы обязаны:
• соблюдать законодательство о налогах и сборах;
• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
• проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о дей- ствующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчет ности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о по рядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
• осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
• соблюдать налоговую тайну;
• направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Ответственность налоговых органов и их должностных лиц за нарушение налогового законодательства:
1. Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков, за правильное взыскание сумм налогов и примененных финансовых санкций. Излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, пеней и штрафов подлежат возврату или идут в зачет в порядке, предусмотренном НК РФ.
2. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных дей- ствий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет фе- дерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
2. Органы государственных внебюджетных фондов несут ответствен- ность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов, привлекаются к уголовной, материальной, административной или дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Споры, в частности о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде финансовых санкций, об обжаловании решений государственных органов об изъятии у организаций и граждан-предпринима-телей денежных средств и иного имущества подведомственны арбитражному суду (ст. 22 АПК РФ).
- 1. Финансовая деятельность государства: понятие финансовой деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
- 2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
- 2. При распределении используются два основных метода:
- 3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность: общей и специальной компетенции, характеристика их функций
- Органы государственной власти общей компетенции
- Органы государственной власти специальной компетенции
- 4. Понятие, предмет, методы и система финансового права
- 5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости
- 6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
- 1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:
- 7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды
- 8. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения - изменения- - прекращения, классификация
- 9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы
- Виды финансового контроля
- 10. Государственный контроль: система, субъекты и объекты
- 11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля
- 12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;
- 13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
- 14. Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории
- 15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный
- 16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.
- 17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
- 18.Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования
- 19.Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов
- 20. Дефицит бюджета: понятие, размеры, источники финансирования, защищенные статьи, оборотная кассовая наличность
- 21.Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов рф, муниципальных образований
- 22.Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов
- 23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении
- 24. Бюджетные ассигнования, распорядители и получатели бюджетных средств, их права, обязанности и ответственность
- 25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
- 26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
- 27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
- 28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
- 29.Элементы закона о налоге: субъект и объект, единица налогообложения, ставка льготы, порядок уплаты
- 30. Права и обязанности налогоплательщиков
- 31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
- 32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- 33.Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
- 34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
- 35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
- 36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
- 37.Обязательное государственное страхование
- 38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
- 39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
- 40. Расходы на содержание аппарата государственного управления: состав и лимитирование расходов, смета
- 41. Расходы на оборону и социально-культурную сферу
- 2. Национальная оборона:
- 7. Образование.
- 8. Культура, кинематография, средства массовой информации;
- 9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
- 10. Социальная политика.
- 42.Финансирование государственных капитальных вложений: открытие и оформление оплаты строительной продукции, порядок выдачи авансов, формы финансирования
- 43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов
- 44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита
- 45. Банковская система: структура и характеристика звеньев
- 46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
- 47.Правовые основы денежной системы: понятие, задачи, способы регулирования денежного обращения, характеристика денежной системы, функции Центрального банка рф
- 48.Кассовые операции: правила ведения, ответственность кассира, руководителя и главного бухгалтера
- 49. Расчетные правоотношения: понятие, условия, правовые основы, компетенция Центрального Банка рф
- 50.Банковские счета: виды, открытие, переоформление, закрытие
- 51. Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание
- 52.Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями
- 53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства
- 54. Субъекты и объекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты, виды объектов
- 55. Валютные операции и их лицензирование: виды валютных операций и лицензий
- 56. Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия