39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
Финансирование - безвозмездное и безвозвратное предоставление де- нежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности путем перевода бюджетных ассигнований через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям бюджетных средств в органах федерального казначейства.
Финансирование осуществляется на основе следующих принципов:
1) целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно- целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, коммунальные расходы и т. д.;
2) финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями, подтвержденными соответствующими актами приемки и другими документами. Выражением этого принципа являются поквартальные и месячные расшифровки расходов;
3) достижения конечного результата, предусмотренного целевыми программами или инвестиционными проектами;
4) соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие законного, строго целевого и экономного расходования денежных средств.
Финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах.
финансирование государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных заводов;
финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов (прибыли, амортизационных отчислений) либо банковского кредита. Финансирование их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом, в частности на расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т. д.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), получают бюджетные средства в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.
Сметно-бюджетное финансирование - обеспечение бюджетными средствами на основе индивидуального финансово-планового акта, устанавливающего целевое направление, объем и поквартальное распределение средств (сметы). Так финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями.
Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Бюджетная смета - финансовый план организаций и учреждений, устанавливающий лимиты их бюджетных обязательств, обеспечивающих их функционирование в соответствии с классификацией расходов. Бюджетная смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.
Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.
Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, федеральными службами и агентствами, вышестоящими органами власти и местного самоуправления в сводные сметы, которые включаются в соответствующие бюджеты.
Расходы бюджетных смет имеют строго обязательный целевой характер в соответствии с классификацией расходов бюджетов. Планирование расходов осуществляется на основе материальных и денежных норм, нормативов расходов.
Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители смет-ных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на:
обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на команди-ровки, питание, медикаменты) и расчетные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление). Обязательные нормы при их применении не подлежат изменению; расчетные, наоборот, изменяются и применяются (в пределах общей нормы) в соответствии с конкретными условиями субъекта финансирования;
материальные и денежные: материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов. Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (на- туральных) норм расходов или определяют денежные затраты на оплату труда и других услуг;
индивидуальные и комбинированные: индивидуальная норма расходов предусматривает расходы на одну цель. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму.
Нормативы – это относительный показатель, отражающий удельный вес данного расхода к определенному базовому показателю (фонду заработной платы и т.д.).
- 1. Финансовая деятельность государства: понятие финансовой деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
- 2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
- 2. При распределении используются два основных метода:
- 3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность: общей и специальной компетенции, характеристика их функций
- Органы государственной власти общей компетенции
- Органы государственной власти специальной компетенции
- 4. Понятие, предмет, методы и система финансового права
- 5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости
- 6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
- 1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:
- 7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды
- 8. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения - изменения- - прекращения, классификация
- 9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы
- Виды финансового контроля
- 10. Государственный контроль: система, субъекты и объекты
- 11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля
- 12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;
- 13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
- 14. Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории
- 15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный
- 16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.
- 17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
- 18.Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования
- 19.Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов
- 20. Дефицит бюджета: понятие, размеры, источники финансирования, защищенные статьи, оборотная кассовая наличность
- 21.Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов рф, муниципальных образований
- 22.Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов
- 23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении
- 24. Бюджетные ассигнования, распорядители и получатели бюджетных средств, их права, обязанности и ответственность
- 25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
- 26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
- 27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
- 28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
- 29.Элементы закона о налоге: субъект и объект, единица налогообложения, ставка льготы, порядок уплаты
- 30. Права и обязанности налогоплательщиков
- 31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
- 32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- 33.Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
- 34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
- 35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
- 36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
- 37.Обязательное государственное страхование
- 38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
- 39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
- 40. Расходы на содержание аппарата государственного управления: состав и лимитирование расходов, смета
- 41. Расходы на оборону и социально-культурную сферу
- 2. Национальная оборона:
- 7. Образование.
- 8. Культура, кинематография, средства массовой информации;
- 9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
- 10. Социальная политика.
- 42.Финансирование государственных капитальных вложений: открытие и оформление оплаты строительной продукции, порядок выдачи авансов, формы финансирования
- 43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов
- 44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита
- 45. Банковская система: структура и характеристика звеньев
- 46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
- 47.Правовые основы денежной системы: понятие, задачи, способы регулирования денежного обращения, характеристика денежной системы, функции Центрального банка рф
- 48.Кассовые операции: правила ведения, ответственность кассира, руководителя и главного бухгалтера
- 49. Расчетные правоотношения: понятие, условия, правовые основы, компетенция Центрального Банка рф
- 50.Банковские счета: виды, открытие, переоформление, закрытие
- 51. Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание
- 52.Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями
- 53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства
- 54. Субъекты и объекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты, виды объектов
- 55. Валютные операции и их лицензирование: виды валютных операций и лицензий
- 56. Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия