46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которыми кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Для государственной регистрации и выдачи лицензии кредитная организации должна представить ряд документов, к числу которых относятся:
• ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
• учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);
• устав кредитной организации;
• протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
• свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
• нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения органами Федеральной налоговой службы выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;
• декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Федеральной налоговой службы , что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
• список учредителей кредитной организации.
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Байка России». Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации, и без ограничения сроков действия. Осуществлять банковские операции кредитная организация может только с момента получения лицензии, в противном случае к юридическому лицу применяются штрафные санкции. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень банковских операций, к которым относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) и др.
Главной целью банковского регулирования и надзора со стороны ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом устанавливается принцип невмешательства Центрального банка в оперативную деятельность кредитных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Реализуя банковское регулирование деятельности кредитных организаций, Банк России определяет условия деятельности банков, к которым относятся: установление обязательных экономических нормативов дея- тельности коммерческих банков, обязательных правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и др.
Экономические нормативы - важнейшее средство управленческого воздействия Банка России на коммерческие банки. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 110-И от 14.01.2004 г. установлены обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций. Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников). Вклады в уставный капитал могут быть в виде: денежных средств и материальных активов;
минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаиий, который устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли;
предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Банк России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка. В понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику или группе, а также предоставленные им гарантии и поручительства;
максимальный размер крупных кредитных рисков. Данный норматив представляет собой процентное соотношение совокупной величины крупных рисков к собственным средствам кредитной организации. При этом крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации;
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). Норматив представляет собой процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации;
нормативы ликвидности кредитной организации. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как: а) соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; б) соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов;
нормативы достаточности капитала, определяемые как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации к сумме ее активов, взвешенных по уровню риска;
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
размер валютного, процентного и иных рисков;
минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
• нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
• максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления функции надзора Закон о Банке России предоставляет ему следующие полномочия. Банк России вправе:
1) проводить проверки кредитных учреждений и их филиалов, получать и проверять отчетность и другие документы кредитных учреждений, снимать с них копии:
2) давать банкам обязательные для исполнения предписания об устране- нии нарушений законодательства Российской Федерации о банках и установленных экономических нормативов.
В случае нарушения кредитной организацией законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления недостоверной информации Банк России имеет право:
• требовать устранения выявленных нарушений;
• применять штрафные санкции;
• ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписа- ний об устранении нарушений, а также в случае, если нарушения или совершаемые операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России имеет право:
взыскать с кредитной штрафные санкции;
потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению; замены руководителей организации; реорганизации кредитной организации;
• изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
• ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
• назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией;
• отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Решения Банка России по вопросам о выдаче и отзыву лицензии, регистрации уставов банков, а также другие решения, связанные с выполнением Банком России надзорных функций, могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Статья 15.26. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности
1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), -
влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
- 1. Финансовая деятельность государства: понятие финансовой деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
- 2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
- 2. При распределении используются два основных метода:
- 3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность: общей и специальной компетенции, характеристика их функций
- Органы государственной власти общей компетенции
- Органы государственной власти специальной компетенции
- 4. Понятие, предмет, методы и система финансового права
- 5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости
- 6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
- 1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:
- 7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды
- 8. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения - изменения- - прекращения, классификация
- 9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы
- Виды финансового контроля
- 10. Государственный контроль: система, субъекты и объекты
- 11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля
- 12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;
- 13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
- 14. Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории
- 15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный
- 16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.
- 17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
- 18.Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования
- 19.Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов
- 20. Дефицит бюджета: понятие, размеры, источники финансирования, защищенные статьи, оборотная кассовая наличность
- 21.Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов рф, муниципальных образований
- 22.Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов
- 23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении
- 24. Бюджетные ассигнования, распорядители и получатели бюджетных средств, их права, обязанности и ответственность
- 25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
- 26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
- 27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
- 28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
- 29.Элементы закона о налоге: субъект и объект, единица налогообложения, ставка льготы, порядок уплаты
- 30. Права и обязанности налогоплательщиков
- 31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
- 32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- 33.Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
- 34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
- 35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
- 36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
- 37.Обязательное государственное страхование
- 38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
- 39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
- 40. Расходы на содержание аппарата государственного управления: состав и лимитирование расходов, смета
- 41. Расходы на оборону и социально-культурную сферу
- 2. Национальная оборона:
- 7. Образование.
- 8. Культура, кинематография, средства массовой информации;
- 9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
- 10. Социальная политика.
- 42.Финансирование государственных капитальных вложений: открытие и оформление оплаты строительной продукции, порядок выдачи авансов, формы финансирования
- 43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов
- 44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита
- 45. Банковская система: структура и характеристика звеньев
- 46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
- 47.Правовые основы денежной системы: понятие, задачи, способы регулирования денежного обращения, характеристика денежной системы, функции Центрального банка рф
- 48.Кассовые операции: правила ведения, ответственность кассира, руководителя и главного бухгалтера
- 49. Расчетные правоотношения: понятие, условия, правовые основы, компетенция Центрального Банка рф
- 50.Банковские счета: виды, открытие, переоформление, закрытие
- 51. Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание
- 52.Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями
- 53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства
- 54. Субъекты и объекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты, виды объектов
- 55. Валютные операции и их лицензирование: виды валютных операций и лицензий
- 56. Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия