17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством, т.к. в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, а для федеративного государства характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориаль-ных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений;
бюджеты муниципальные внебюджетных фондов (Бюджетным кодексом РФ не предусмотрены, но местные органы самоуправления имеют право образовывать и использовать внебюджетные фонды для развития инфраструктуры территории и решения других задач).
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов власти.
Основными принципами бюджетной системы являются:
1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты, определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означает, что все доходы и расходы бюджетов, иные обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
9. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
- 1. Финансовая деятельность государства: понятие финансовой деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
- 2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
- 2. При распределении используются два основных метода:
- 3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность: общей и специальной компетенции, характеристика их функций
- Органы государственной власти общей компетенции
- Органы государственной власти специальной компетенции
- 4. Понятие, предмет, методы и система финансового права
- 5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости
- 6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
- 1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:
- 7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды
- 8. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения - изменения- - прекращения, классификация
- 9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы
- Виды финансового контроля
- 10. Государственный контроль: система, субъекты и объекты
- 11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля
- 12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;
- 13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
- 14. Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории
- 15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный
- 16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.
- 17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
- 18.Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования
- 19.Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов
- 20. Дефицит бюджета: понятие, размеры, источники финансирования, защищенные статьи, оборотная кассовая наличность
- 21.Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов рф, муниципальных образований
- 22.Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов
- 23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении
- 24. Бюджетные ассигнования, распорядители и получатели бюджетных средств, их права, обязанности и ответственность
- 25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
- 26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
- 27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
- 28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
- 29.Элементы закона о налоге: субъект и объект, единица налогообложения, ставка льготы, порядок уплаты
- 30. Права и обязанности налогоплательщиков
- 31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
- 32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
- 33.Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
- 34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
- 35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
- 36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
- 37.Обязательное государственное страхование
- 38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
- 39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
- 40. Расходы на содержание аппарата государственного управления: состав и лимитирование расходов, смета
- 41. Расходы на оборону и социально-культурную сферу
- 2. Национальная оборона:
- 7. Образование.
- 8. Культура, кинематография, средства массовой информации;
- 9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
- 10. Социальная политика.
- 42.Финансирование государственных капитальных вложений: открытие и оформление оплаты строительной продукции, порядок выдачи авансов, формы финансирования
- 43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов
- 44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита
- 45. Банковская система: структура и характеристика звеньев
- 46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
- 47.Правовые основы денежной системы: понятие, задачи, способы регулирования денежного обращения, характеристика денежной системы, функции Центрального банка рф
- 48.Кассовые операции: правила ведения, ответственность кассира, руководителя и главного бухгалтера
- 49. Расчетные правоотношения: понятие, условия, правовые основы, компетенция Центрального Банка рф
- 50.Банковские счета: виды, открытие, переоформление, закрытие
- 51. Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание
- 52.Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями
- 53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства
- 54. Субъекты и объекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты, виды объектов
- 55. Валютные операции и их лицензирование: виды валютных операций и лицензий
- 56. Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия