3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
Под финансовым анализом мы будем понимать процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера, результатом которого является предоставление потенциальному пользователю рекомендаций, которые могут служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении определенного объекта анализа.
В качестве объекта анализа могут выступать различные социально-экономические системы и их элементы: регион, страна, фирма, бюджетная организация, рынок, сегмент рынка и др. Очевидно, что сфера и принципы деятельности данных объектов с позиции финансовых отношений и денежных потоков существенно различаются. Анализ в приложении к хозяйствующему субъекту можно рассматривать в двух аспектах: с позиции специалиста, работающего в нем (финансового менеджера, главного бухгалтера), и с позиции некоторого лица, являющегося внешним по отношению к субъекту, но заинтересованного в его деятельности (инвестора, финансового аналитика, потенциального контрагента). В первом случае можно говорить о внутрифирменном финансовом анализе, во втором — о внешнем финансовом анализе.
Внутрифирменный финансовый анализ можно определить как совокупность аналитических процедур в системе управления финансами фирмы. Этот анализ рассматривается с позиции внутрифирменного аналитика (менеджера, финансового аналитика, главного бухгалтера) и имеет целью оптимизацию финансовой модели фирмы (т.е. ее баланса или бюджета) через аналитическое обоснование решений инвестиционно-финансового характера (т. е. решений по мобилизации финансовых ресурсов и их инвестированию). В случае если в фирме бухгалтерский учет структурно и организационно не разделяется на финансовый и управленческий, в систему внутрифирменного финансового анализа может входить и аналитическое обоснование решений по управлению затратами в фирме, т. е. один из блоков, традиционно относимых к компетенции управленческого учета.
Внутрифирменный финансовый анализ в приведенной трактовке является крупным подразделом финансового менеджмента, а к его основным особенностям относятся: а) ориентация на решения по оптимизации баланса; б) обоснование решений по привлечению ресурсов и их размещению; в) ориентация на оптимизацию внутрипроизводственной деятельности (точнее, производственно-технологического процесса); г) базирование на оперативных и учетных данных, имеющих ограниченный доступ лиц; д) принятие решений рутинного оперативного характера; е) принципиальная невозможность безусловной унификации; ж) достаточно высокая степень гибкости информационного обеспечения и счетных процедур в соответствии с текущими запросами линейных и функциональных руководителей; з) сочетание критериев в натуральных и стоимостном измерителе; и) высокий уровень субъективизма.
Внешний финансовый анализ — это совокупность аналитических процедур по оценке инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы. Инвестиционная привлекательность означает целесообразность вложения денежных средств в данную фирму в форме капитала; смысл контрагентской привлекательности — в возможности, обоснованности, надежности и эффективности установления с фирмой бизнес-отношений.
Основные исполнители внешнего финансового анализа — лица, сторонние по отношению к фирме, а потому анализ основывается на общедоступной информации финансового характера.
В техническом плане внешний финансовый анализ представляет собой совокупность аналитических процедур на уровне фирмы, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки ее экономического потенциала и перспектив развития.
К основным особенностям этого вида анализа относятся: а) обеспечение общей характеристики имущественного и финансового потенциалов фирмы; б) базирование на общедоступной информации; в) информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера; г) доступность результатов анализа любых пользователей; д) возможность унификации состава и содержания счетных процедур; е) доминанта денежного измерителя в системе критериев; ж) высокий уровень достоверности и верифицируемости итогов анализа.
В рамках и внешнего, и внутрифирменного финансового анализа всю совокупность аналитических действий можно условно сгруппировать в два крупных блока: анализ отчетности и аналитическое обоснование решений инвестиционно-финансового характера.
Некоторое различие лишь в том, что в системе внешнего анализа доминирует первый блок; в системе внутрифирменного анализа — второй блок. Суть первого блока в формировании суждения об имущественном и финансовом положении фирмы; суть второго блока — оптимизация решений по финансированию (откуда и на каких условиях привлечь источники долго- и краткосрочного финансирования) и инвестированию (где финансовые ресурсы принесут больший доход).
В рамках первого блока внешние инвесторы и кредиторы делают оценку инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы, выступающую основой для принятия решений о целесообразности вложения средств в данную фирму и (или) установления с нею контрагентских отношений.
Второй блок в большей степени ориентирован на топ-менеджеров фирмы и предназначен для обоснования решений по оптимизации финансовой модели фирмы и по наращиванию ее экономического потенциала.
Аспекты методик вне- и внутрифирменного финансового анализа преимущественно различаются в содержательном плане, информационном обеспечении, применяемом инструментарии, частоте исполнения и др.
Любые частные методики управления тем или иным аспектом финансовой деятельности фирмы имеют аналитическую составляющую и, рассматриваемые в совокупности, представляют собой обобщенную методику внутрифирменного финансового анализа. Внешний финансовый анализ в содержательном плане гораздо уже и в большей степени унифицирован, поскольку его суть — в оценке имущественного и финансового потенциалов фирмы по данным публичной финансовой отчетности, которая, как известно, является унифицированной по основным параметрам. На практике строгое разделение внутри- и внефирменного анализа вряд ли возможно. Финансовый менеджер должен в равной степени владеть каждым из них: оценивая целесообразность инвестиционного проекта, менеджер формально находится в рамках внутрифирменного финансового анализа; оценивая финансовую состоятельность потенциального контрагента, он формально находится в рамках внешнего финансового анализа.
- Содержание
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации…………….……………………………………………….6
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента………….25
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте……………………………………………………………41
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации
- 1.1. Финансы: определение, сущность, функции
- 1.2. Принципы организации и структура системы управления финансами предприятия
- 1.3. Функции и задачи финансового менеджера
- 1.4. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- Требования к финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Логика структурирования финансового менеджмента
- 2.2. Концепции финансового менеджмента
- 2.3. Методы управления финансами
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
- 3.2. Основы организации финансового анализа
- 3.3. Основные методики анализа финансовой отчетности в России
- 3.4. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Финансовый план предприятия
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы: излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели н задачи;
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры: приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям;
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство; маркетинг; финансы (финансовый план); кадровая политика; инновационная политика; новая продукция и рынки сбыта.
- 3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
- 3.5. Моделирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 4 Финансовые активы, обязательства, инструменты
- 4.1. Финансовые активы и обязательства
- 4.2. Финансовые инструменты
- 5. Управление денежными расчетами и потоками
- 5.1. Денежные расчеты: виды, организация
- 5.2. Денежные потоки
- 5.3. Планирование и прогнозирование денежных потоков
- 6. Доходность и риск на рынке капитальных финансовых активов
- 6.1. Доходность финансового актива: виды и оценка, показатели доходности
- Доходность облигации
- 6.2. Доход, доходность и риск
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 6.3. Доходность и риск инвестиционного портфеля
- 7. Управление источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия
- 7.1. Способы финансирования
- 7.2. Капитал: сущность, трактовки
- 7.3. Источники финансирования
- 7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
- 7.5. Дополнительные инструменты финансирования
- 8. Стоимость и структура источников финансирования
- 8.1. Стоимость источника финансирования
- 8.2. Основы теории структуры капитала
- 8.3. Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- 9. Дивидендная политика на предприятии
- 9.1. Дивиденды и прибыль
- 9.2. Оптимизации дивидендной политики
- 9.3. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 9.4. Методики дивидендных выплат
- 9.5. Методики регулирования курса акций
- Список литературы
- 302030 Г. Орел, ул. Московская, 65.