5.2. Денежные потоки
В технологическом плане общая совокупность денежных потоков поддается различным типизациям. Можно выделить четыре основные категории лиц, с которыми предприятие преднамеренно или вынужденно устанавливает отношения, опосредованные денежными потоками: 1) собственники (учредители, участники); 2) контрагенты по текущим операциям (дебиторы и кредиторы); 3) бюджет; 4) контрагенты по долгосрочным проектам инвестирования и финансирования.
Собственники предприятия условно подразделяются на две группы: учредители (принимают непосредственное участие в создании предприятия) и участники (подключаются к участию в предприятии позднее, приобретая на рынке акции, доли). Учредители наделяют предприятие стартовым капиталом (в денежной и материальной форме), т.е. здесь имеет место приток денежных средств (наиболее распространенный вариант) непосредственно в учреждаемое предприятие. Участниками становятся инвесторы, например, приобретающие акции данного предприятия в ходе дополнительных эмиссий (здесь также есть приток денежных средств в предприятие) или перекупающие акции, обращающиеся на вторичном рынке (здесь денежные потоки уже циркулируют на рынке капитала и непосредственно данное предприятие не затрагивают). Что касается оттоков денежных средств в связке (собственники — предприятие), то предприятие как юридическое лицо и субъект бизнес-отношений не обязано возвращать вложенный собственниками капитал и потому регулярные оттоки денежных средств (от предприятия к собственникам) возможны лишь в том случае, если собрание акционеров принимает решение о выплате дивидендов в денежной форме.
В контексте экономических отношений, порождающих движение денежных средств в ходе текущей рутинной деятельности, предприятию противопоставляются дебиторы, т.е. физические и юридические лица, временно пользующиеся средствами данного предприятия, и кредиторы, т.е. физические и юридические лица, средствами которых временно пользуется данное предприятие. В общей совокупности кредиторов особняком стоит бюджет (в данном случае этим термином мы обобщенно характеризуем органы государственной и муниципальной властей, с которыми у данного хозяйствующего субъекта возникают взаимоотношения по налоговым платежам). Дело в том, что с субъектами бизнес-отношений (т.е. с обычными кредиторами и дебиторами) финансовые отношения инициируются, тогда как с бюджетом, они предопределяются требованиями налогового законодательства. Несколько иная картина с денежными потоками возникает в результате реализации фирмой проекта финансирования (предполагает единовременный приток денежных средств, за которым в будущем последует распределенный во времени отток) или проекта инвестирования (предполагает единовременный отток денежных средств, за которым в будущем последует распределенный во времени приток). Здесь денежные средства привлекаются или отвлекаются на длительный период и на определенных условиях.
- Содержание
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации…………….……………………………………………….6
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента………….25
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте……………………………………………………………41
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации
- 1.1. Финансы: определение, сущность, функции
- 1.2. Принципы организации и структура системы управления финансами предприятия
- 1.3. Функции и задачи финансового менеджера
- 1.4. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- Требования к финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Логика структурирования финансового менеджмента
- 2.2. Концепции финансового менеджмента
- 2.3. Методы управления финансами
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
- 3.2. Основы организации финансового анализа
- 3.3. Основные методики анализа финансовой отчетности в России
- 3.4. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Финансовый план предприятия
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы: излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели н задачи;
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры: приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям;
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство; маркетинг; финансы (финансовый план); кадровая политика; инновационная политика; новая продукция и рынки сбыта.
- 3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
- 3.5. Моделирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 4 Финансовые активы, обязательства, инструменты
- 4.1. Финансовые активы и обязательства
- 4.2. Финансовые инструменты
- 5. Управление денежными расчетами и потоками
- 5.1. Денежные расчеты: виды, организация
- 5.2. Денежные потоки
- 5.3. Планирование и прогнозирование денежных потоков
- 6. Доходность и риск на рынке капитальных финансовых активов
- 6.1. Доходность финансового актива: виды и оценка, показатели доходности
- Доходность облигации
- 6.2. Доход, доходность и риск
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 6.3. Доходность и риск инвестиционного портфеля
- 7. Управление источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия
- 7.1. Способы финансирования
- 7.2. Капитал: сущность, трактовки
- 7.3. Источники финансирования
- 7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
- 7.5. Дополнительные инструменты финансирования
- 8. Стоимость и структура источников финансирования
- 8.1. Стоимость источника финансирования
- 8.2. Основы теории структуры капитала
- 8.3. Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- 9. Дивидендная политика на предприятии
- 9.1. Дивиденды и прибыль
- 9.2. Оптимизации дивидендной политики
- 9.3. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 9.4. Методики дивидендных выплат
- 9.5. Методики регулирования курса акций
- Список литературы
- 302030 Г. Орел, ул. Московская, 65.