7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
Капитал собственников. Любая фирма проходит несколько стадий в своем развитии. Чаще всего она начинается как частное непубличное предприятие — несколько физических и (или) юридических лиц создают фирму вкладывая в ее уставный капитал собственные средства. Если намерения собственников серьезны, а выбранное направление бизнеса перспективно, генерируемая фирмой прибыль не используется собственниками в целях потребления, а реинвестируется в целях расширения масштабов деятельности. Для обеспечения высоких темпов развития предприятия одной прибыли, как правило, не хватает, а потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное наращивание невозможно в принципе — происходит сдвиг в структуре источников в сторону повышения доли заемного капитала, т. е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, резервный заемный потенциал снижаться, а потому привлечение очередной займа становится либо дорогим, либо вовсе невозможным. Остается единственный вариант наращивания капитала — дополнительные взносы фактических собственников и (или) расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми изменениями фирмы, последней стадией которых становится ее трансформация в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.
Наиболее распространенными методами эмиссии являются:
публичное предложение, т.е. размещение акций через брокерские или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам;
тендерная продажа (один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цепе, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
продажа непосредственно инвесторам по подписке (осуществляется самим эмитентом без привлечения инвестиционного института);
метод целевого размещения (реализуется при небольших выпусках акций, сопровождается меньшими расходами).
Заемный капитал. В развитой рыночной экономике основным способом долгосрочного привлечения средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов (облигационеров). Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством. Любое масштабное наращение собственного и (или) заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным инвесторам, а также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться понять ее стратегию и возможные последствия. Этот эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит отражение в ценах на обращающиеся и вновь эмитируемые ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной кампанией.
Средне- и краткосрочные источники финансирования. Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии развития предприятия. Что касается повседневной его деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.
В теории финансового менеджмента принято выделять стратегии финансирования оборотных активов в зависимости от выбора источников покрытия варьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения с условными названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к формальному выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов. Алгоритм расчета величины чистого оборотного капитала как разности долгосрочных источников в покрытие внеоборотных активов и величины этих активов может задаваться балансовыми уравнениями, выражающими суть той или иной стратегии финансирования оборотных активов.
Суть идеальной стратегии финансирования оборотных активов состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т. е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.
Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т. е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.
Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных активов также покрывается долгосрочными источниками финансирования. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер и на практике не применяется.
Компромиссная модель считается наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотных активов и половины их варьирующей части. Безусловно, в отдельные моменты времени предприятие может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно сказывается на прибыли; однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне.
Необходимо сделать несколько уточнений. Во-первых, предпочтительность той или иной модели следует считать условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска. Во-вторых, эти модели не следует рассматривать как непосредственное руководство к действию, поскольку в реальной жизни строгое следование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее представление о стратегии управления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода. В-третьих, анализ ситуации и выявление модели, которая свойственна предприятию или представляется желательной, имеют особое значение с позиции перспективного финансового планирования. В-четвертых, реализация модели чаще всего осуществляется не путем варьирования долгосрочными источниками финансирования, а управлением величиной оборотных активов и краткосрочных пассивов. Безусловно, не исключается варьирование величиной как собственного капитала (путем расчета суммы прибыли, которая может быть выплачена в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение долгосрочных кредитов).
Мы рассмотрели логику управления источниками финансирования в контексте текущей деятельности предприятия. Что касается конкретных источников привлеченных средств — краткосрочные кредиты банков и кредиторская задолженность, то их характеристика не представляет особой сложности. Эти источники имеют много различий: в частности, величина кредиторской задолженности может меняться спонтанно (например, по мере расширения деятельности ее величина и удельный вес в структуре источников нередко меняются в сторону увеличения), различны условия заключения договоров с банком и обычным кредитором, принципы работы с кредиторами по финансовым и товарным операциям, условия погашения задолженности и последствия в случае задержки расчетов.
Тем не менее одно из упомянутых различий имеет принципиально важное значение с позиции финансового менеджера — кредиты требуют затрат в виде процентов; кредиторская задолженность условно может быть названа бесплатным источником финансирования. Безусловно, эта бесплатность имеет оттенок искусственности: в случае просрочки расчетов, как правило, применяются штрафные санкции, при особо неблагоприятных условиях может быть инициирована процедура банкротства, выбор того или иного варианта расчетов с кредиторами нередко приводит к сокращению прямых затрат или к появлению упущенных доходов, поскольку нередко срочность оплаты увязывается с величиной платежа, и т. п.
- Содержание
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации…………….……………………………………………….6
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента………….25
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте……………………………………………………………41
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации
- 1.1. Финансы: определение, сущность, функции
- 1.2. Принципы организации и структура системы управления финансами предприятия
- 1.3. Функции и задачи финансового менеджера
- 1.4. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- Требования к финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Логика структурирования финансового менеджмента
- 2.2. Концепции финансового менеджмента
- 2.3. Методы управления финансами
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
- 3.2. Основы организации финансового анализа
- 3.3. Основные методики анализа финансовой отчетности в России
- 3.4. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Финансовый план предприятия
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы: излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели н задачи;
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры: приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям;
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство; маркетинг; финансы (финансовый план); кадровая политика; инновационная политика; новая продукция и рынки сбыта.
- 3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
- 3.5. Моделирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 4 Финансовые активы, обязательства, инструменты
- 4.1. Финансовые активы и обязательства
- 4.2. Финансовые инструменты
- 5. Управление денежными расчетами и потоками
- 5.1. Денежные расчеты: виды, организация
- 5.2. Денежные потоки
- 5.3. Планирование и прогнозирование денежных потоков
- 6. Доходность и риск на рынке капитальных финансовых активов
- 6.1. Доходность финансового актива: виды и оценка, показатели доходности
- Доходность облигации
- 6.2. Доход, доходность и риск
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 6.3. Доходность и риск инвестиционного портфеля
- 7. Управление источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия
- 7.1. Способы финансирования
- 7.2. Капитал: сущность, трактовки
- 7.3. Источники финансирования
- 7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
- 7.5. Дополнительные инструменты финансирования
- 8. Стоимость и структура источников финансирования
- 8.1. Стоимость источника финансирования
- 8.2. Основы теории структуры капитала
- 8.3. Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- 9. Дивидендная политика на предприятии
- 9.1. Дивиденды и прибыль
- 9.2. Оптимизации дивидендной политики
- 9.3. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 9.4. Методики дивидендных выплат
- 9.5. Методики регулирования курса акций
- Список литературы
- 302030 Г. Орел, ул. Московская, 65.