7.3. Источники финансирования
Как следует из предыдущих рассуждений, капитал является исключительно важной, но не единственной категорией, используемой для характеристики финансовой структуры фирмы, а потому сделаем описание экономико-правовой сущности базовых источников финансирования в совокупности и взаимосвязи.
Базовые классификации. Фирма получает необходимые ей финансовые ресурсы из разных источников. Эти источники могут быть рассмотрены с разных позиций, а потому подразделяются надолго- и краткосрочные, внутренние и внешние, собственные и привлеченные, платные и бесплатные.
Срочность. Разделение источников по срочности, означающей, что по истечении того или иного срока привлеченные средства должны быть возвращены их поставщику, важно для понимания в том смысле, что чем длительнее период пользования источником, тем в более медленно оборачивающиеся активы могут быть инвестированы средства. Отсюда вытекают и очевидные рекомендации по формированию финансовой структуры фирмы. Например, долгосрочный инвестиционный проект целесообразно финансировать не за счет пролонгируемых краткосрочных источников, а за счет, например, долгосрочного кредита, поскольку из этих вариантов именно последний экономически более выгоден (с позиции платы за источник, мобилизации средств по его возврату и др.).
Отношение к фирме. Разделение источников на внутренние (внутрифирменные) и внешние (внефирменные) означает, что некая инвестиция может быть профинансирована либо за счет ресурсов, накопленных фирмой, либо за счет привлечения внешних источников. Первый вариант предполагает наличие внутренних резервов фирмы и определенную их мобилизацию, второй — отсутствие таких резервов или желание топ-менеджеров фирмы расширить свою деятельность не в ущерб финансированию уже сложившихся направлений. В дальнейшем мы увидим, что выбор того или иного варианта связан с платностью источника, срочностью его мобилизации, необходимостью и возможностью получения денежных средств, которые фактически можно использовать, для решения инвестиционных задач, и др.
Происхождение. Выделение источников собственных и привлеченных средств отграничивает две принципиально разнящиеся группы финансовых доноров: собственники фирмы и прочие доноры. Каждая из этих групп имеет свои плюсы и минусы в плане взаимоотношений с фирмой; точно так же и фирме не безразлично, какая из групп (и в какой пропорции) участвует в финансировании ее деятельности. Сказанное имеет отношение к принципиальному различию систем регулярного вознаграждения финансовых доноров из доходов фирмы.
Платность — важнейшая характеристика любого источника финансирования. Практически все источники платны, однако стоимость источника варьирует, а потому, выбирая определенную структуру финансирования, фирма пытается найти наиболее приемлемый для нее и ее собственников вариант.
Источники средств долгосрочного назначения (долгосрочный капитал). Существует три вида долгосрочного капитала: капитал собственников или собственный капитал (основные поставщики — акционеры), заемный капитал (основные поставщики — лендеры), спонтанные долгосрочные источники (государство и долгосрочные кредиторы).
Собственный капитал предприятия. Это стоимостная оценка совокупных прав собственников фирмы на долю в ее имуществе. В балансовой оценке численно равен величине чистых активов; в рыночной оценке (для листинговой компании) совпадает с понятием «рыночная капитализация». Как источник средств представлен разделом «Капитал и резервы» в пассиве баланса, а основными его компонентами являются уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.
Уставный капитал. Этим термином характеризуется совокупная номинальная стоимость акций общества, приобретенных его акционерами. Уставный капитал предприятия рассматривается как гарантия интересов кредиторов, а потому в России для некоторых организационно-правовых форм бизнеса его величина ограничивается снизу; в частности, минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее 1000-кратного МРОТ на дату его регистрации, а ЗАО — не менее 100-кратного МРОТ. Если по итогам очередного финансового года оказывается, что стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
При учреждении акционерною общества все ею акции должны быть размещены среди учредителей и оплачены в течение срока, определенного в уставе. Согласно российскому Федеральному закону «Об акционерных обществах» не менее 50% акций, распределенных при учреждении общества, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента его государственной регистрации, а оставшиеся — в течение года, если иное не предусмотрено уставными документами. Неоплаченная часть уставного капитала отражается в активе баланса по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал».
Уставный капитал нередко состоит из двух частей: долевого капитала в виде привилегированных акций и долевого капитала в виде обыкновенных акций. Чаще всего привилегированные акции составляют незначительную часть уставного капитала и с течением времени либо погашаются фирмой, либо конвертируются в обыкновенные акции.
Добавочный капитал. Это условное название источника финансирования, представленного самостоятельной статьей в пассиве баланса, отражающей: а) сумму дооценок основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимую в установленном порядке; б) разность продажной стоимости акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала АО за счет продажи акций по цене, превышающей номинал, и их номинальной стоимости; в) положительные курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте. За этим источником фактически стоят владельцы обыкновенных акций.
Резервный капитал. Это источник финансирования, представленный самостоятельной статьей в пассиве баланса, отражающей сформированные за счет чистой прибыли резервы фирмы. В балансе резервный капитал представлен двумя основными статьями: резервами, образованными в соответствии с законодательством, и резервами, образованными в соответствии с учредительными документами. Первые создаются в обязательном порядке, вторые — на усмотрение руководства фирмы.
Прибыль. Этот источник принципиально отличается от рассмотренных. Дело в том, что все вышеприведенные источники входят в группу так называемых нераспределяемых фондов и резервов, т.е. их нельзя использовать для начисления дивидендов, тогда как прибыль потенциально доступна для подобной операции.
Заемный капитал — это средства сторонних лиц (лендеров). предоставленные предприятию на долгосрочной основе (в основном это банковские кредиты и облигационные займы). Это хотя и долгосрочный, но временный источник финансирования.
Краткосрочные источники финансирования. Эти источники представлены в пассиве баланса в виде обязательств фирмы перед третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 месяцев с момента составления отчетности. За этими источниками фактически стоят кредиторы, т.е. поставщики сырья, банки, государство, работники фирмы и др.
- Содержание
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации…………….……………………………………………….6
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента………….25
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте……………………………………………………………41
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации
- 1.1. Финансы: определение, сущность, функции
- 1.2. Принципы организации и структура системы управления финансами предприятия
- 1.3. Функции и задачи финансового менеджера
- 1.4. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- Требования к финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Логика структурирования финансового менеджмента
- 2.2. Концепции финансового менеджмента
- 2.3. Методы управления финансами
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
- 3.2. Основы организации финансового анализа
- 3.3. Основные методики анализа финансовой отчетности в России
- 3.4. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Финансовый план предприятия
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы: излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели н задачи;
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры: приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям;
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство; маркетинг; финансы (финансовый план); кадровая политика; инновационная политика; новая продукция и рынки сбыта.
- 3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
- 3.5. Моделирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 4 Финансовые активы, обязательства, инструменты
- 4.1. Финансовые активы и обязательства
- 4.2. Финансовые инструменты
- 5. Управление денежными расчетами и потоками
- 5.1. Денежные расчеты: виды, организация
- 5.2. Денежные потоки
- 5.3. Планирование и прогнозирование денежных потоков
- 6. Доходность и риск на рынке капитальных финансовых активов
- 6.1. Доходность финансового актива: виды и оценка, показатели доходности
- Доходность облигации
- 6.2. Доход, доходность и риск
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 6.3. Доходность и риск инвестиционного портфеля
- 7. Управление источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия
- 7.1. Способы финансирования
- 7.2. Капитал: сущность, трактовки
- 7.3. Источники финансирования
- 7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
- 7.5. Дополнительные инструменты финансирования
- 8. Стоимость и структура источников финансирования
- 8.1. Стоимость источника финансирования
- 8.2. Основы теории структуры капитала
- 8.3. Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- 9. Дивидендная политика на предприятии
- 9.1. Дивиденды и прибыль
- 9.2. Оптимизации дивидендной политики
- 9.3. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 9.4. Методики дивидендных выплат
- 9.5. Методики регулирования курса акций
- Список литературы
- 302030 Г. Орел, ул. Московская, 65.