3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Бюджетирование из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности, т.е. бюджетирование = финансовое планирование + делегирование финансовой ответственности.
Финансовое планирование и бюджетирование теоретически осуществляются с различной степенью гибкости и вариабельности исходных параметров и (или) целевых показателей. В частности, возможны два варианта действий: а) установление плановых заданий, следование которым должно быть неукоснительным; б) установление коридоров возможного варьирования факторов (целевых показателей) с последующей корректировкой значений корреспондирующих показателей. Именно второй вариант представляется предпочтительным для крупных многопрофильных производств, имеющих резервы мощностей и различные варианты их использования в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка. Этот вариант реализуется с помощью системы гибкого бюджетирования. Гибким называется бюджет, обладающий следующими характеристиками: 1) выбран целевой показатель (несколько показателей), к которому привязываются другие значимые факторы; 2) заданы формальные зависимости между целевым показателем и основными зависимыми факторами; 3) предусмотрена система имитационного моделирования, в которой задание различных значений целевого показателя приводит к формированию многоварнантных бюджетов; 4) предусмотрена система обратной связи, позволяющая вносить текущие корректировки в совокупность бюджетов. В качестве целевого показателя чаще всего берется объем производства (в натуральных единицах); в принципе, возможна ситуация, когда отдельные параметры привязаны к различным базам (подобное необходимо, например, для распределения отдельных видов накладных расходов). Кроме того, изначально задается некий базисный вариант значений основных параметров, отклонениями от которых варьируют в коде имитационного моделирования.
Бюджетирование отражает хозяйственный (производственный) аспект планирования деятельности фирмы и реализуется в повторяющемся режиме с заданной регулярностью. Вместе с тем в любой фирме периодически возникает необходимость пересмотра сложившейся структуры производства и выбора нового направления развития фирмы. Его обоснование выполняется в рамках бизнес-планирования.
Бизнес-планирование. Стратегия развития любой достаточно крупной компании предполагает постоянный поиск путей совершенствования ее деятельности. Имеются в виду расширение объемов производства, повышение эффективности действующих производств, внедрение новых технологических линий, диверсификация деятельности, выход на новые рынки и др. Иными словами, не только динамичное развитие, но и банальное выживание в жесткой конкурентной среде основываются на необходимости внедрять элементы новаторства, новизны. Как правило, совокупность всех действий по обоснованию, разработке, внедрению, реализации и мониторингу вводимых новшеств четко идентифицируется, неким образом формализуется и в целом определяется как бизнес-проектирование. Ключевым элементом обоснования целесообразности очередного бизнес-проекта является процедура составления бизнес-плана.
Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы или вводимого усовершенствования. Процесс составления бизнес-плана требует усилий различных подразделений фирмы или привлечения сторонней проектной организации. Финансовые показатели составляют лишь небольшую, хотя и весьма существенную его часть. Все они, по сути, представлены двумя формами: отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств, составляемым по прогнозным данным. Степень детализации требуемых при этом данных определяется сложностью проекта, степенью конфиденциальности, кругом лиц, для которых составляется бизнес-план, и т.п.
Жестко регламентируемой структуры бизнес-плана нет, т.к. она зависит от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и многих других факторов. Бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса: а) сущность бизнеса (проекта); б) материальное, техническое, ресурсное и технологическое обеспечение; в) мероприятия в области маркетинга; г) организацию дела, включая его кадровое обеспечение; д) степень надежности и мероприятия по ее повышению; е) финансовое обеспечение.
- Содержание
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации…………….……………………………………………….6
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента………….25
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте……………………………………………………………41
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации
- 1.1. Финансы: определение, сущность, функции
- 1.2. Принципы организации и структура системы управления финансами предприятия
- 1.3. Функции и задачи финансового менеджера
- 1.4. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- Требования к финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Логика структурирования финансового менеджмента
- 2.2. Концепции финансового менеджмента
- 2.3. Методы управления финансами
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
- 3.2. Основы организации финансового анализа
- 3.3. Основные методики анализа финансовой отчетности в России
- 3.4. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Финансовый план предприятия
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы: излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели н задачи;
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры: приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям;
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство; маркетинг; финансы (финансовый план); кадровая политика; инновационная политика; новая продукция и рынки сбыта.
- 3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
- 3.5. Моделирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 4 Финансовые активы, обязательства, инструменты
- 4.1. Финансовые активы и обязательства
- 4.2. Финансовые инструменты
- 5. Управление денежными расчетами и потоками
- 5.1. Денежные расчеты: виды, организация
- 5.2. Денежные потоки
- 5.3. Планирование и прогнозирование денежных потоков
- 6. Доходность и риск на рынке капитальных финансовых активов
- 6.1. Доходность финансового актива: виды и оценка, показатели доходности
- Доходность облигации
- 6.2. Доход, доходность и риск
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 6.3. Доходность и риск инвестиционного портфеля
- 7. Управление источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия
- 7.1. Способы финансирования
- 7.2. Капитал: сущность, трактовки
- 7.3. Источники финансирования
- 7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
- 7.5. Дополнительные инструменты финансирования
- 8. Стоимость и структура источников финансирования
- 8.1. Стоимость источника финансирования
- 8.2. Основы теории структуры капитала
- 8.3. Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- 9. Дивидендная политика на предприятии
- 9.1. Дивиденды и прибыль
- 9.2. Оптимизации дивидендной политики
- 9.3. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 9.4. Методики дивидендных выплат
- 9.5. Методики регулирования курса акций
- Список литературы
- 302030 Г. Орел, ул. Московская, 65.