logo
УП_черновое

3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Бюджетирование из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности, т.е. бюджетирование = финансовое планирование + делегирование финансовой ответственности.

Финансовое планирование и бюджетирование теоретически осуществляются с различной степенью гибкости и вариабельности исходных параметров и (или) целевых показателей. В частности, возможны два варианта действий: а) установление плановых заданий, следование которым должно быть неукоснительным; б) установление коридоров возможного варьирования факторов (целевых показателей) с последующей корректировкой значений корреспондирующих показателей. Именно второй вариант представляется предпочтительным для крупных многопрофильных производств, имеющих резервы мощностей и различные варианты их использования в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка. Этот вариант реализуется с помощью системы гибкого бюджетирования. Гибким называется бюджет, обладающий следующими характеристиками: 1) выбран целевой показатель (несколько показателей), к которому привязываются другие значимые факторы; 2) заданы формальные зависимости между целевым показателем и основными зависимыми факторами; 3) предусмотрена система имитационного моделирования, в которой задание различных значений целевого показателя приводит к формированию многоварнантных бюджетов; 4) предусмотрена система обратной связи, позволяющая вносить текущие корректировки в совокупность бюджетов. В качестве целевого показателя чаще всего берется объем производства (в натуральных единицах); в принципе, возможна ситуация, когда отдельные параметры привязаны к различным базам (подобное необходимо, например, для распределения отдельных видов накладных расходов). Кроме того, изначально задается некий базисный вариант значений основных параметров, отклонениями от которых варьируют в коде имитационного моделирования.

Бюджетирование отражает хозяйственный (производственный) аспект планирования деятельности фирмы и реализуется в повторяющемся режиме с заданной регулярностью. Вместе с тем в любой фирме периодически возникает необходимость пересмотра сложившейся структуры производства и выбора нового направления развития фирмы. Его обоснование выполняется в рамках бизнес-планирования.

Бизнес-планирование. Стратегия развития любой достаточно крупной компании предполагает постоянный поиск путей совершенствования ее деятельности. Имеются в виду расширение объемов производства, повышение эффективности действующих производств, внедрение новых технологических линий, диверсификация деятельности, выход на новые рынки и др. Иными словами, не только динамичное развитие, но и банальное выживание в жесткой конкурентной среде основываются на необходимости внедрять элементы новаторства, новизны. Как правило, совокупность всех действий по обоснованию, разработке, внедрению, реализации и мониторингу вводимых новшеств четко идентифицируется, неким образом формализуется и в целом определяется как бизнес-проектирование. Ключевым элементом обоснования целесообразности очередного бизнес-проекта является процедура составления бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы или вводимого усовершенствования. Процесс составления бизнес-плана требует усилий различных подразделений фирмы или привлечения сторонней проектной организации. Финансовые показатели составляют лишь небольшую, хотя и весьма существенную его часть. Все они, по сути, представлены двумя формами: отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств, составляемым по прогнозным данным. Степень детализации требуемых при этом данных определяется сложностью проекта, степенью конфиденциальности, кругом лиц, для которых составляется бизнес-план, и т.п.

Жестко регламентируемой структуры бизнес-плана нет, т.к. она зависит от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и многих других факторов. Бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса: а) сущность бизнеса (проекта); б) материальное, техническое, ресурсное и технологическое обеспечение; в) мероприятия в области маркетинга; г) организацию дела, включая его кадровое обеспечение; д) степень надежности и мероприятия по ее повышению; е) финансовое обеспечение.