logo
УП_черновое

3.4.1 Финансовый план предприятия

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, часто разрабатываются в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления. Планирование входит в число общих функций управления, присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Необходимость составления планов предопределяется многими причинами: неопределенность будущего координирующая роль плана, оптимизация экономических последствий, ограниченность ресурсов и т.д.

В теории менеджмента разработаны общие подходы к планированию. Во-первых, план должен обладать рядом очевидных характеристик, таких как разумная простота и наглядность, структурированность, точность, практическая полезность и др. Во-вторых, наличие плана любой готовности, более предпочтительно, нежели его отсутствие. Вместе с тем следует учитывать что никакой план не может дать точные ответы на вопросы, предусмотреть фактическое развитие событий. Поэтому плановые показатели — это ориентиры, которые надо достигать. В-третьих, качество плана зависит от профессионализма лиц, его составлявших.

В любой компании разрабатывается множество планов, однако основными являются стратегический, производственный и финансовый. Первый разрабатывается в системе долгосрочного планирования, два других — в системе оперативного планирования. Что касается системы тактического планирования, то здесь, как правило, речь идет о локальных бизнес-планах по развитию действующих и разработке новых производственных линий и производств. И в стратегическом плане, и в локальном бизнес-плане тем не менее присутствуют более или менее детализированные финансовые разделы, включающие данные о предполагаемых инвестициях, объемах реализации в стоимостном выражении, основных параметрах расходов и затрат, рентабельности и др.

Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов, сфер и направлений развития компании, исходя из ее потенциальных ресурсных возможностей. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и иивестициоиной политики. В зависимости от сложности организационно-управленческой структуры компании и горизонта планирования таких планов может быть несколько. Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы. Стратегический план подразумевает идентификацию и декларирование ключевых целей и перспектив развития компании. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

Стратегический план определяет политику функционирования фирмы и служит основой составления производственных планов и заданий, предусматривающих детализацию конкретных действий в области научно-исследовательских и инновационных разработок, инвестиционной производственной и маркетинговой деятельности. В ходе планирования определяются ресурсные потребности, а затем возможности и источники финансирования. Очевидно, что планирование является итеграционным процессом, а основным ограничением являются объем и структура желаемых источников финансирования, возможность их мобилизации и стоимость поддержания требуемой финансовой структуры.

Стратегический план может иметь следующую структуру: