16. Спрос и предложение на рынке денег
Функции денег в экономике (средство обращения и платежа, мера ценности и средство счета, средство сохранения и накопления ценности). Спрос на деньги: виды и определяющие факторы. Количественная теория денег и трансакционный спрос на деньги. Скорость обращения денег.Спекулятивный спрос на деньги: понятие и определяющие его факторы. Спрос на деньги по предосторожности.
Предложение денег. Роль банковской системы в создании денег (платежных средств). Система частичного банковского резервирования коммерческих банков. Норма обязательных резервов и кредитный (депозитный) мультипликатор. Норма наличности (коэффициент депонирования) и денежный мультипликатор. Избыточные резервы коммерческих банков.
(1. Мера стоимости.2. Средство обращения.3. Средство платежа4. Средство накопления.5. Мировые деньги)
Деньги выполняют три основные функции:
В качестве посредника в обмене благ и в кредитных отношениях деньги являются всеобщим платежным средством, выполняя тем самым важную роль в кругообороте продуктов и доходов. Поэтому они являются предметом всеобщего и неограниченного спроса. При появлении денег одни участники обмена приобретают статус продавцов, другие – статус покупателей.
Вторая функция денег заключается в том, что они используются в качестве меры ценности благ и средства их счета. Деньгами измеряются цены товаров, они позволяют количественно измерять и учитывать величины запасов и потоков. Денежное измерение (через цены товаров и услуг) получают агрегированные показатели, отражающие результаты функционирования национальной экономики и их динамику. Однако надо отметить, эту функцию национальная валюта может успешно выполнять при относительном постоянстве общего уровня цен.
Третья функция денег состоит в том, что они являются средством сохранения ценности или накопления покупательной способности. Люди, получив деньги за проданные товары, не тратят все их немедленно. Они расходуют их постепенно, а часть их сберегают для осуществления покупок в будущем. В этой функции деньги представляют собой особый вид имущества. Накопленные ценности в форме наличных денег имеют определенные преимущества. Наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, способностью немедленно и без каких-либо препятствий служить платежным средством.
Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хоз. агенты хотят использовать в качестве платежного средства.
В рамках количественной теории денег величина спроса на деньги в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости обращения.
Уравнение Фишера:
В рамках теории предпочтения ликвидности (Кейнс) спрос зависит от ставки %, инфляции.
Мотивы, определяющие спрос на деньги:
1) для повседневных сделок, т.е. для использования денег в качестве средств платежа - транзакционный спрос
Также находится в обратной зависимости от альтернативных издержек держания налички на руках, т.е. от ставки %.
В краткосрочном периоде p и v = const, влияние r –слабое, так что главный фактор - объем выпуска.
2)спекулятивный мотив – хранение налички на руках из-за ожидания выгодных вложений, т.е. использование денег в качестве хранения ценности. Поэтому спрос в обратной зависимости от ожидаемых изменений %.
Реакцию ден. спроса на изменение % выражает показатель – предельной склонности к ликвидности MPM. Он показывает величину изменения спекулятивного спроса на деньг от изменения ставки % на единицу.
3)мотив предосторожности – на непредвиденные расходы.
Под предложением денег понимают денежную массу в обращении т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Ден. масса – совокупность наличных и безналичных денег в обороте.
Ден база = М0+ден. средства в кассах банков + обязательные резервы КБ в ЦБ
Агрегаты:
М0 = наличка в обращении + остатки в кассах предприятий
М1=М0+средства на р/с юр. лиц + средства страховых компаний + депозиты до востребования
М2 = М1+ срочные и сберегательные вклады в КБ
М3 = М2 + долгосрочные вклады в КБ
В большинстве стран правительство контролирует предложение денег. Недостача денег в обращении ведет к сокращению реального объема производства. Переполнение каналов – высокая инфляция.
Денежное обращение организуется через 2х уровневую банковскую систему.
Воздействие ЦБ:
- изменение нормы обязательных резервов
- изменение ключевой ставки (рефинансирование до этого)
-операции на открытом рынке
Основа денежной массы:
- наличка С (cash)
-обязательные резервы КБ в ЦБ – OR (obligatory reserve)
Они составляют денежную базу – BM (base money)
Средства внесенные в КБ населением – депозиты – D (deposit)
Норма обязательных банковских резервов ROR (rate obligatory reverse) – отношение суммы обязательных резервов к сумме депозитов. От нормы зависит величина обязательных резервов – прямая зависимости и от суммы выданных кредитов (обратная)
При предоставлении кредитов количество платежных средств увеличивается. При возвращении кредитов – сокращается. При этом работает эффект мультипликации с затухающим эффектом.
Общий объем предложения денег зависит от:
-величины денежной базы
-нормы обязательных резервов
-нормы наличности
Норма наличности – RC (rate currency) показывает соотношение форм, в которых население предпочитает хранить свои средства – в форме наличики или в депозитах в КБ.
Предложение денег равно ∑ налички и депозитов
M = C+D = D*RC+D = D (1+RC)
Денежный мультипликатор (М) показывает кратность величины денежной массы от расширения денежной базы на единицу.
Ден. масса – совокупность наличных и безналичных денег в обороте.
Ден база = М0+ден. средства в кассах банков + обязательные резервы КБ в ЦБ
Избыточные резервы коммерческого банка представляют собой разность между его фактическими и обязательными резервами (превышение фактических резервов над обязательными резервами), в пределах которой коммерческий банк может предоставлять ссуды.
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования