logo
otvety_nashi(гос экзамен)

19. Инфляция как макроэкономическая проблема

Сущность, условия и причины инфляции. Монетарные и немонетарные причины инфляции. Виды инфляции: инфляции спроса и инфляция издержек производства. Измерение инфляции. Индексы цен и темп инфляции. Измерение экономических показателей в условиях инфляции: номинальные и реальные показатели. Классическая дихотомия. Номинальная и реальная процентная ставка. Эффект Фишера.

Последдствия инфляции: понижение покупательной способности национальной денежной единицы. Инфляционное перераспределение доходов и имущества. Эффект Танзи-Оливера. Эффект Пигу. Инфляционный налог. Сеньораж. Меры борьбы с инфляцией. Шоковая терапия и градуирование. Таргетирование. Стимулирование совокупного предложения (теория «экономики предложения»). Безработица и инфляция. Кривая Филлипса. Измерение издержек борьбы с инфляцией: коэффициент потерь от борьбы с инфляцией.

Инфляция – устойчива тенденция к повышению общего уровня цен, которая ведет к снижению покупательной способности денег.

Инфляция возникает когда: (из уравнения количественной теории денег)

-масса денег растет быстрее, чем объем национального выпуска

-скорость обращения денег растет быстрее, чем объем выпуска.

Монетарные причины (рост спроса):

1) чрезмерная эмиссия

2) необоснованное увеличение кредитов ЦБ правительству

3) использование финансовых активов (цен бумаг) в качестве платежных средств

4) прогресс техники расчетов по операциям, что ускоряет обращение денег.

Немонетарные причины (сокращение предложения):

1)низкая концентрация производства во многих отраслях (олигополии, монополии)

2) монополии профсоюзов

3) бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика государства.

4) рост издержек производства, при котором увеличение заработной платы обгоняет рост производительности труда, а повышение налогов об­гоняет темп прироста реального дохода.

Инфляция спроса

Инфляция спроса определяется следующими факторами:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов. Воюющие государства для мобилизации денежных средств на финансирование армий в период войны часто прибегают к «печатному станку», т.е. эмиссии необеспеченных денег. В результате постоянного роста непроизводительного потребления части национального дохода государство создаст условия для дефицита государственного бюджета и увеличения государственного долга.

2. Дефицит государственного бюджетаи рост государственного долга. Покрытие дефицита бюджета обеспечивается за счет дополнительной эмиссии денежных знаков либо за счет увеличения выпусков государственных ценных бумаг и их размещения.

3. Кредитная экспансия. Она проводится эмиссионными банками при кредитовании правительств и при насыщении денежной массы иностранной валютой, обмениваемой на национальную. Коммерческие банки, покрывая непроизводительные государственные расходы путем кредитования хозяйствующих субъектов сверх реальных потребностей, способствуют неправомерному выпуску денег в обращение, которые обмениваются на товары и услуги.

4. Импортируемая инфляция. Она проявляется в двух случаях: при получении международных кредитов в иностранной валюте, которые обмениваются на национальную, тем самым увеличивая денежную массу в стране, и при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом за счет дополнительной эмиссии национальной валюты.

Инфляция издержек

Инфляция издержек определяется следующими факторами:

1. Снижение роста производительности труда и падение объемов производства. Как правило, оно вызывается структурными сдвигами в экономике или циклическими колебаниями, что способствует росту издержек производства, а вместе с ним и сокращению объемов прибыли, снижению объемов производства и росту цен.

2. Расширение сферы услуг и рост их значения в обществе. В сфере услуг наблюдается более медленный рост производительности труда, чем в производственной сфере; в то же время в общих издержках производства заработная плата занимает значительную долю, что ведет к общему росту цен на услуги.

3. Рост оплаты труда в общем объеме издержек производства. В условиях инфляции работодатели вынуждены повышать заработную плату за счет роста цен на производимую продукцию.

4. Неценовая конкуренция. Изменение условий производства, направленных на расширение ассортимента и качества продукции, продажи посредством рекламы, ведут к ростуиздержек производстваи соответственно товарных цен.

5. Рост величины косвенных налогов. Они включаются в цены товаров, что ведет к их росту.

Большинство макроэкономических показателей имеют номинальное и реальное значения. К числу таких показателей следует отнести номинальный и реальный ВНП, номинальные и реальные ставки процента заработной платы, номинальный и реальный курсы валют и т. д. Номинальные показатели определяются в текущих ценах, а реальные - в сопоставимых, базовых ценах. Связь между этими величинами через индекс цен.