logo
otvety_nashi(гос экзамен)

13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ

Агрегированный спрос на блага: понятие, структура и измерение.

Потребительский спрос и факторы, его определяющие: величина располагаемого дохода домашних хозяйств, величина накопленного имущества, степень дифференции домашних хозяйств по уровню денежных доходов и богатства, численность населения. Средняя и предельная склонности к потреблению и к сбережению и их динамика. Функции потребления и сбережений.

Совокупный спрос – это спрос на все товары и услуги со стороны всех агрегированных субъектов:

домашних хозяйств (потребительский спрос);

предпринимательского сектора (инвестиционный спрос);

государства (государственные закупки товаров и услуг);

заграницы (экспорт).

Поэтому величина совокупного спроса измеряется суммой планируемых агрегированными субъектами денежных расходов на приобретение товаров и услуг.

Потребительский спрос – платежеспособный спрос на товары и услуги со стороны домашних хозяйств.

Потребление (С) - использование благ с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Сбережения (S) – временно отложенное потребление. Это часть дохода, которая не потребляется.

DI = C+S

Величина спроса зависит от:

1)величины располагаемого дохода (DI)

(Низкий доход: рост спроса ограничен относительно небольшим приростом дохода.

Средний доход: спрос максимален. Средний класс стремится занять позицию высшего класса и поэтому стремительно повышает качество своей жизни.

Высокий доход: рост спроса замедляется в связи с высокой степенью удовлетворения потребностей в прошлом.)

2)размера накопленного имущества и доходов от него (прям. завис)

3)степень дифференциации населения по уровню доходов (обрат. завис)

4)численность населения.

+5) доход от участия в производстве,

+6) налоги и трансфертные платежи,

Зависимость потребления от величины текущего располагаемого дохода. Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона: люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы.

Поэтому используется понятие - средняя склонность к сбережению и потреблению.

1 – средняя склонность к потреблению показывает долю общего дохода, который идет на потребление.

2. – средняя склонность к сбережению, показывает долю дохода, которая идет на сбережения. Чем выше доход, тем выше APS.

3. MPC – предельная склонность к потреблению. Отношение изменения в потреблении, к тому изменению величины дохода, которое привело к изменению потребления.

Показывает на сколько возрастает потребление при росте дохода на единицу.

4.MPS – предельная склонность к сбережению. Доля прироста дохода, которая идет на сбережение.

Факторы, определяющие динамику C и S:

1)доход домашних хозяйств

2)богатство, накопленное в дом. хоз.

3)уровень цен

4)экономические ожидания

5)уровень налогообложения

Расходы дом. хоз-в состоят из двух частей:

1) расходы, источник которых текущий DI, так что С = MPC* DI

2)расходы, источник которых прошлые сбережения. Эта часть автономна Ca.

Есть и автономные сбережения, сделанные в предыдущих периодах (Sa). Ca= -Sa.

C учетом автономных частей получим:

С = Ca+MPC*DI

S = - Sa+MPS*DI

Потребление (С) также зависит от временных предпочтений текущего потребления или будущего. Предпочтение отдается будущему потреблению, если потом ДХ сможет израсходовать большую дополнительную сумму. А это зависит от % ставки (r). Чем она выше, ем больше стимул к сбережению.

+действуют 2 эффекта:

1)эффект замещения – готовность потребителя сокращать С и увеличивать S

2)эффект дохода – при повышении ставки % прежние сберегаемые суммы могут принести больший объем сверхдохода, а меньший объем S- прежний объем. Так что можно увеличивать C и получать такой же сверхдоход.