7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
Характеристика рынков совершенной конкуренции. Особенности ценовой эластичности и кривой спроса на продукт конкурентной фирмы. Рыночная цена и предельный доход конкурентной фирмы. Определение оптимального объема выпуска. Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы. Кривая отраслевого предложения. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Причины отсутствия экономической прибыли в долгосрочном периоде.
Рынки, на которых множество продавцов предлагает однородную (идентичную) продукцию множеству покупателей называют рынками абсолютной (совершенной) конкуренции.
Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:
Большое число фирм, производящих однородную продукцию
размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%;
незначительное влияние со стороны фирмы на цены;
исключается соглашение между фирмами.
Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.
Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.
Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).
Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
На таких рынках отсутствуют серьезные барьеры для вступления на них новых фирм, для создания новой фирмы не требуется больших капиталов и для выхода из них (ликвидационные издержки невелики).Наличие большого числа продавцов на таких рынках означает, что доля каждого из них в рыночном предложении невелика, а поэтому ни один из них не может изменением своего предложения существенно повлиять на рыночную цену. Предлагаемая всеми продавцами продукция с точки зрения покупателей является абсолютно взаимозаменяемой. Поэтому ни один продавец не может повысить цену на свою часть продукции, так как в этом случае не сможет ничего продать. Понижать цену отдельным продавцам нет смысла, так как по единой цене каждый продавец может продавать сколько угодно продукции. В связи с указанными причинами спрос на продукцию каждой конкурентной фирмы является совершенно эластичным (малейшее изменение какого-либо фактора вызывает изменение в спросе от 0 до бесконечности.), то есть кривая спроса для каждой фирмы представляет собой горизонтальную линию. Так как любой объем все продавцы могут продавать по одинаковой цене, то предельный доход каждого из них всегда равен рыночной цене, то есть не зависит от объемов продаж. В краткосрочный период конкурентные фирмы могут работать как с прибылью, так и с убытками. В 1 случае они решают задачу максимизации прибыли, во втором- минимизации убытков. рис 35,36
В долгосрочном периоде ни одна конкурентная фирма не будет продолжать работу с убытками, поэтому продолжать работу фирмы будут при условии, если рыночная цена не ниже минимального уровня предельных общих издержек, но, так как для входа в конкурентные отрасли новых фирм не связано со значительными затратами, то в конкурентных отраслях постоянно изменяется число фирм, а значит и уровень рыночного предложения товаров.
Причиной изменения числа фирм является изменение уровня рыночной цены. В свою очередь причиной изменения уровня цены является изменение уровня рыночного предложения. Так как в краткосрочном периоде оптимальным объемом выпуска является такой, при котором рыночная цена равна предельным издержкам, то все точки, символизирующие оптимальные объемы выпуска при разных уровнях рыночной цены находится на кривой предельных издержек, то кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек.
При наличии в отрасли нормальной экономической прибыли, в нее устремятся другие фирмы, которые, приобретя на рынке необходимые факторы производства, начнут выпускать аналогичную продукцию. Поэтому кривая предложения на данном рынке будет отражать совокупное предложение всех фирм, которое образуется в результате сложения предельных затрат фирм при определенном уровне цены, которая выше минимальных средних переменных затрат этих фирм.
Нормальная прибыль
NORMAL PROFIT Прибыль, равная вмененным издержкам и достаточная лишь для того, чтобы фирма продолжала производить свою продукцию. Согласно теории рынка, если норма прибыли в отрасли слишком мала, чтобы она могла компенсировать затраты на инвестированный капитал по сравнению с прибылью, которую можно получить на других конкурентных рынках, фирма переместит свои ресурсы в другую отрасль.
В долгосрочном периоде спрос не эластичен из-за эффектов дохода и замещения.
???ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВЫПУСКА:
-такой объем когда разница между общим доходом и общими издержками максимальна, те. будет достигнут максимальный объем прибыли.
-когда предельный доход равен предельным издержкам.
Долгосрочный период: постоянный маятник (то больше фирм то меньше)
В долгосрочном периоде типично получение фирмой нулевой экономической прибыли. В долгосрочном периоде достаточно времени для изменения производственных мощностей (имеющихся фирм или для создания новых фирм).Побудительный мотив для этого - наличие экономической прибыли (или убытка).В результате притока новых фирм (увеличения производственных мощностей) предложение отрасли увеличится и рыночная цена будет падать, пока не исчезнет экономическая прибыль (и наоборот: в случае получения убытка происходит отток фирм из отрасли, рост цены).
Кривая (прямая) долгосрочного предложения совершенно конкурентной отрасли показывает, что конкурентная отрасль способна обеспечить любой объем предложения по одной и той же цене (в случае постоянных долгосрочных издержек) , Потому что, как бы не изменялся спрос, объем предложения отреагирует так, что в конечном счете точка равновесия отрасли вновь вернется на уровень нулевой экономической прибыли. Точнее - долгосрочной кривой предложения конкурентной отрасли является линия, проходящая через точки безубыточности для каждого уровня производства .В положении долговременного равновесия: MR=P=MC=minATC
Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек ( LAC ) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: P = LAC = LMC (рыночная цена, по которой фирма продает свою продукцию, равна ее долгосрочным предельным затратам и одновременно — минимальным долгосрочным средним затратам).
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования