logo
otvety_nashi(гос экзамен)

2. Эластичность спроса и значение его анализа

Эастичность спроса: понятие, виды и степени. Прямая и перекрестная ценовая эластичность спроса. Эластичночность спроса по доходу. Факторы, определяющие степень прямой ценовой эластичности спроса: важность товара для жизни, наличие и число заменителей у товара, доля расходов в бюджете, время в распоряжении потребителей, наличие и величина запасов. Практическое значение анализа ценовой эластичности спроса. Зависимость изменения дохода продавцов от степени ценовой эластичности спроса.

Эластичность cпроса – реакция величины рыночного спроса на изменение определяющих его факторов.(цены, дохода, цены на другой товар). Степень эластичности измеряется коэффициентом эластичности.

Коэффициент эластичности – относительное (в %) изменение величины спроса на относительное изменение какого-либо фактора(цены). Формула:

Виды эластичности:

1)Прямую ценовую эластичность – чувствительность спроса на товар к изменению цены самого товара;

2)Перекрестную эластичность - чувствительность спроса на один товар к изменению цены другого товара;

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

• положительная;

• отрицательная;

• нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

3)Эластичность спроса по доходу - чувствительность спроса на товар к изменению дохода потребителей.

В зависимости от значения коэффициента выделяют следующие степени ценовой эластичности спроса:

1) эластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, т.е. потребители чутко реагируют на изменение цены;

2) неэластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, т.е. в данном случае потребители нечутко реагируют на изменение цены;

3) спрос единичной эластичности;

4) абсолютно эластичный спрос;

5) абсолютно неэластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность:

1)Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2)Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

3)Размер дохода.(если на потребление какого-либо товара расходуется небольшая доля семейного бюджета, то повышение его цены не повлияет существенно на объем спроса на него (пример – зубная паста, соль, спички)

4)Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

5)Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

6)Ожидания потребителя.

Значение эластичности в микроэкономическом анализе.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

1) определить размеры производства отдельных товаров и услуг;

2 ) изучить поведение потребителей;

3 ) планировать ценовую политику предприятия;

4 ) формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;

5 ) прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.

Практическое значение коэффициента эластичности.

Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке.

Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев.

Данные о коэффициентах эластичности спроса несут важную информацию для фирм (продавцов), поскольку позволяют судить о размерах изменения продаж, которые последуют за изменением цен, что повлияет на объем дохода.