2.3. Методы управления финансами
Финансовый менеджмент представляет собой сплав науки и искусства, формализованного и неформального, логического и интуитивного. Итогом деятельности финансового менеджера в любом конкретном случае является принятие решения финансового характера. Подразумевается, что это решение, как правило, должно быть осознанным и не спонтанным, т. е. у менеджера должны иметься определенные аргументы, оценки, расчеты, объясняющие целесообразность принятия именно этого решения. Основания для принятия решения могут быть различными. Можно обособить два диаметрально противоположных варианта действий: можно полагаться на интуицию, а можно делать расчеты некоторого уровня сложности и основываться лишь на результатах этих расчетов. С учетом сказанного уместно акцентировать внимание читателя на трех обстоятельствах. Во-первых, интуитивное принятие решения финансового характера в принципе возможно, но подобный подход не может иметь массового и регулярно повторяющегося характера. Во-вторых, не допустим и прямо противоположный вариант действий, в основе которого — абсолютная вера в непогрешимость формализованных расчетов, методов, оценок. Никакой даже формализованный расчет или оценка, полученные с использованием какой-то сверхсложной модели или самого современного метода, не могут считаться единственным и безусловным аргументом принятия (или непринятия) управленческого решения. Более того, сложность метода далеко не всегда способствует принятию оптимального решения. Опытный аналитик практически всегда сможет подобрать инструментарий и исходную информационную базу, а также привести ряд аргументов, обосновывающих в совокупности именно это решение. В-третьих, каковы ни были бы информационная база и инструментарий, с помощью которых была выстроена аргументация в пользу принятого решения, ответственность за него возлагается на менеджера — если результат решения оказался неблагоприятным, нельзя винить в этом методы и расчеты. Иными словами, виновен не инструмент, а лицо, его выбравшее и им воспользовавшееся. В конечном итоге ответственность за адекватность используемого инструментария и достаточность информационной базы несет лицо, принявшее решение, даже если фактические расчеты делались не им самим, а его помощниками, аналитиками, консультантами.
Изначально решения в области управления финансами принимались в основном на интуитивной основе. Одной из характерных черт классической теории финансов была ее описательность (неформализованность). По мере усложнения бизнес-отношений подобный подход становится неприемлемым. Кроме того, в прикладной аналитике разрабатываются количественные методы обработки данных, математика начинает все более активно вторгаться в различные сферы бизнеса, появляются компьютеры — все это способствует внедрению в финансовую науку и практику принципиально нового инструментария.
Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: 1) общеэкономические; 2) инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений и 3) специальные методы.
Общеэкономические методы. К этой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры — возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении довольно ограниченна. Перечисленные методы не являются специфически ориентированными на финансового менеджера, однако он должен иметь представление о них. Так, система амортизационных отчислений является сферой интересов прежде всего бухгалтера, однако выбор того или иного метода амортизации существенно сказывается на финансовых результатах и представлении имущественного и финансового потенциалов хозяйствующего субъекта, что, как известно, представляет непосредственный интерес для финансового менеджера в контексте как внутрифирменного планирования, так и оценки статус-кво и потенциальных возможностей контрагентов.
Инструментальные (количественные) методы. В эту группу входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и др. Эти методы используются прежде всего в инвестиционном менеджменте и налоговом планировании, в частности в обосновании решений в отношении проектов инвестирования (Какой из проектов инвестирования наиболее перспективен?). Число инструментальных методов велико. Наиболее значимы для финансового менеджера следующие группы: методы факторного анализа; методы прогнозирования; методы теории принятия решений.
Специальные методы. По степени централизованной регулируемости и обязательности применения эти методы занимают промежуточное положение между первыми двумя группами, а многие из них еще только начинают получать распространение в России. В эту группу входят дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих методов лежат также производные финансовые инструменты.
- Содержание
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации…………….……………………………………………….6
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента………….25
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте……………………………………………………………41
- 1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации
- 1.1. Финансы: определение, сущность, функции
- 1.2. Принципы организации и структура системы управления финансами предприятия
- 1.3. Функции и задачи финансового менеджера
- 1.4. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- Требования к финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Логика структурирования финансового менеджмента
- 2.2. Концепции финансового менеджмента
- 2.3. Методы управления финансами
- 3. Анализ, планирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 3.1. Финансовый анализ: сущность, виды
- 3.2. Основы организации финансового анализа
- 3.3. Основные методики анализа финансовой отчетности в России
- 3.4. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Финансовый план предприятия
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы: излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели н задачи;
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры: приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям;
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство; маркетинг; финансы (финансовый план); кадровая политика; инновационная политика; новая продукция и рынки сбыта.
- 3.4.2 Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии
- 3.5. Моделирование и прогнозирование в финансовом менеджменте
- 4 Финансовые активы, обязательства, инструменты
- 4.1. Финансовые активы и обязательства
- 4.2. Финансовые инструменты
- 5. Управление денежными расчетами и потоками
- 5.1. Денежные расчеты: виды, организация
- 5.2. Денежные потоки
- 5.3. Планирование и прогнозирование денежных потоков
- 6. Доходность и риск на рынке капитальных финансовых активов
- 6.1. Доходность финансового актива: виды и оценка, показатели доходности
- Доходность облигации
- 6.2. Доход, доходность и риск
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 6.3. Доходность и риск инвестиционного портфеля
- 7. Управление источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия
- 7.1. Способы финансирования
- 7.2. Капитал: сущность, трактовки
- 7.3. Источники финансирования
- 7.4. Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
- 7.5. Дополнительные инструменты финансирования
- 8. Стоимость и структура источников финансирования
- 8.1. Стоимость источника финансирования
- 8.2. Основы теории структуры капитала
- 8.3. Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- 9. Дивидендная политика на предприятии
- 9.1. Дивиденды и прибыль
- 9.2. Оптимизации дивидендной политики
- 9.3. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 9.4. Методики дивидендных выплат
- 9.5. Методики регулирования курса акций
- Список литературы
- 302030 Г. Орел, ул. Московская, 65.